Журнал "Колодец" > Круги на воде

ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

Как придет ко мне гостем старик рок-н-ролл,
Стаи пчел своих пуль даст да начнет свой сказ.
Как спасет весь мир, чтобы ты мог летать,
А лишь согласен весь мир, чтобы ты мог летать...

или так:

Подготовка к полету в танце:
Не сломать бы шею об надежду.
Облака и те - под началом ветра,
Так знаменуйте, духи, мне рекомендацию
Да покажите, кому предъявлять...

или еще так:

Нет путей без плетей, а нет плетей без спины,
Нет спины без вины, а нет вины без меня,
Был бы я без огня, как на кой мне спина?

Это Славка.

Собственно, я почти ничего не могу о нем рассказать, потому что почти ничего о нем не знаю, - за две короткие встречи сказано было немного, а увидимся ли еще - Бог весть. Не знаю, сколько ему лет (кажется, около двадцати), чем он занимается по жизни, какие книжки читает и ходит ли в кино. У меня даже фотографии его нет. Можно, конечно, выдавить из себя какое-то описание, некий портрет, - и это, наверно, будет выглядеть так: угрюмый, коротко стриженый, пепельноволосый мальчик в сумасшедших вареных клешах и пестрой рубахе, приехавший случайно ко мне в гости из тверского городка Конаково вместе с друзьями (их я звала, о его существовании не знала) и промолчавший все три бардачных дня, - и это его непринимание участия в общем веселье, в обыденно-ознакомительном трепе за музыку и жизнь под непременное бухло, в конце концов, просто раздражало. Уже потом я вспомнила и поняла, что молчание это было сосредоточенным и простым в своей очевидной отстраненности впитыванием, усваиванием информации. Всей. И на безумном тверском фестивале, где мы пересеклись еще раз, и где усваивать-то было попросту нечего и невозможно, Славка тоже сидел, выпрямившись, молча, среди всеобщего крика, пляса и беспредела, - и смотрел, и слушал.

Теперь я жалею, что не поговорила с ним больше, тогда же - у себя дома - банально предпочла базары с более общительными его друзьями; пока на второй день не появилась обязательная в таких случаях гитара, чтобы в меру способностей и выпитого отметиться на ней всем. И Славка тоже запел:

Фразы изощряют словарь,
Лязги просочилась в набор,
За подкладкой чешется навар,
Силы духа плачут на забор...

И вот уже три месяца хожу-брожу с этими его песнями - они привезли мне свою запись, пьяную, с нестроящей гитарой, смехом и кашлем, - и не могу наслушаться, и не могу оторваться. Хотя объективно понимаю, что недостатков в них, в песнях, не меньше, чем достоинств, и вообще все это страшно сыро и недоработано... Но при этом каждую Славкину песню хочется слушать и слушать по нескольку раз, и еще по нескольку… и еще. А потом, с трудом вынырнув, передохнуть, взглянуть на мир невидящими, устремленными туда глазами... и удивиться: ну что, что в них, в тех песнях, в порой незамысловатых, порой нарочито укрученных "под старорусский" строчках, в несоблюдении размеров и рифм, в срывающемся хриплом этом голосе?

Окрыленный солнцем, услыхал, спустился к совести своей.
А там палец за струну, а там голос за весну...
А любил ли кто меня в старину?

И пальцы в кровь. Да, господа гитаристы, бить пальцы при игре - дурной тон, я знаю. И тем более по пьяни. Хотя вообще-то Славка на гитаре играет более чем прилично. И голоса как бы нет, но в нем своя, завораживающая магия - этот хрип, этот крик, это неумение брать высокие ноты, переходящее в стоны и кашель, это любимое им цыганское истеричное "ой, на-нэ-на-нэ", эти путающиеся рефрены...

Я ожидала, что он назовет Баша среди тех, кого слушает и любит. Он и назвал; а еще - Высоцкого и Летова, чего я уж не ожидала совсем. Хотя... Притом, что совершенно не хочется сравнивать Славку с Башем или говорить ожидаемое многими - вот, мол, вам новый Башлачев, хавайте, употребляйте. Это не новый Башлачев. Это Славка. И кто мне расскажет, какие песни Баш писал в двадцать лет? Как играл? И бил ли руки?

Притом, что Славка может стоять рядом с тем Башем - возможно - на равных. Хотя и быть все же другим…

Слушая внимательно его песни, находя в этом водопаде недорисованных образов, удивленно сформулированных истин и сваленных в кучу эпитетов темы, сюжеты, главные линии, поражаешься открытому. К примеру - полному отсутствию как юношеского наивного морализаторства, так и юношеской же любовной лирики. Есть: любовь общая, всеохватная - к миру, искренняя и неуловимо горькая, есть языческое поклонение природе и особенно солнцу, и есть две Темы. С большой буквы, мучительно актуальные, первая из которых - потребность петь, обязанность петь, невозможность не петь. Это постоянно, это из песни в песню, от самоубийственного: "Губы в расщелинах да провисла струна... Вытерпел не петь, ан не вышло ни хрена. Силился не дышать, а задохнуться не успел..." - до краткого недоуменного вскрика-рефрена: "А кабы и замолчал?"

И если это таки близко к Башу, то не дай Бог такой близости, ибо она не может быть придуманной, фальшивой. Славка говорил мне в единственном нашем коротком разговоре, что все это - вот это - валит, прет сквозь него потоком, и он почти не способен этот поток контролировать, И это тоже похоже, - и тоже такое сходство, что не дай Бог. И еще остервенелость, та кровь горлом, соленый вкус которой в каждой песне, в отчаянном предрасстрельном этом крике, и спокойное предчувствие обреченности и отмеренности отпущенного срока. То полубезумная скороговорка-заклинание:

Ты милый друг, приди-приди-приди,
Приди-приди на поминки,
Коль надоело, как сердце
Твердит: "Скоро-скоро-скоро...",

а то просто констатация очевидного: "Меня там не будет" или "Где-то сбудется, - здесь не может быть". И никакой борьбы. Будто все заранее известно ему.

В Твери он поверг меня в состояние отчаянной растерянности, сказав совершенно буднично, что через два дня уходит в армию, и пообещав прислать мне свои тексты. И прислал - три листочка, исписанные вдоль и поперек мелким почерком. Пока это все.

Интересно, что может стать с человеком в армии, если он фантастически, уникально талантлив, но еще сам не понял до конца, как этим талантом распорядиться?

Интересно, будет ли он писать там песни? Или - когда вернется? Если вернется. "Но существует ли нужда долбить стены, Проходить насквозь oй да куда полезней..." усмехнулся он на прощание одной из песен.

Интересно, нужно ли кому-нибудь все это?

Екатерина Борисова
Опубликовано в газете "ЭНск" №3-4(39-40)/1994

­

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ
(Вячеслав Чистяков)

Ежедневно на вериги добавлять по подвеске,
Греховодным пересохшим руслом подтекать к грани,
Вера задыхается в то, чего не может быть,
Но есть.

Недобитые мысли водят хоровод в перелеске,
У размякшего творца душа запеклась в ране,
Может, стоит лезть на крест,
Оставив весть?

Как-то прибор зашкалил,
Энергия не исчезает,
Но переходит от тела к телу,
Как-то сверчок за шкафом…
Энергия не засыпает,
Только запылится от дела к делу.

Самым обретением вящее обредение обернуто,
Не долетел салют до радужного единства,
Ладная песенка меня взрывает
Как мир.

Крот наткнулся на сверток, обнюхал самовздернутого,
Пессимистичный запах, ни опасности, ни писка.
Как найти энергию, пошедшую на мистический пир?

Где-то сбудется, -
Здесь не может быть,
Радовались только первые.
Где-то сбудется, -
Здесь не может быть:
Закон сохранения энергии...

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz