Журнал "Колодец" > Круги на воде

ПОСЛЕДНИЙ ЛЕПЕСТОК

Александр Чернецкий, 1992. Фото В. Уразовского

Впервые я увидела его в 1988 году, на VI фестивале Ленинградского рок-клуба. Последний концерт последнего дня фестиваля, жара, лето, усталость, АЛИСА на дневном концерте… и какая-то совершенно неизвестная группа из Харькова. Люди лениво ждали чего-то провинциального, а значит заведомо неинтересного. А вышел он - и очень молодой, очень красивый и отчаянный до боли, и закричал, и запел… И балованная ленинградская публика вскочила, и ловила каждое слово, и кричала вместе с ним, и ревела, и восхищалась. А потом носилась по Ленинграду и искала, искала в киосках звукозаписи эти яростные, откровенные и горькие песни, и переспрашивала друг у друга: "Кто это был?"

Группа называлась ГПД (теперь - РАЗНЫЕ ЛЮДИ, изначальное их название). Парня звали Саша Чернецкий.

Потом, к осени, появилась маленькая статейка в одной заводской многотиражке, - в и в ней, в той статейке, было написано что-то совсем неправдоподобное, не вяжущееся с этим красивым, прямым, неистовым мальчиком… Устные расспросы, слухи, другие статьи подтвердили самое страшное: болезнь Бехтерева, медленное умирание, инвалидность, неподвижность. Да что же это такое, Господи?

Год спустя мы увидели, что это такое. На первый "Авроровский" фестиваль ГПД приехали в Питер снова, и снова Саша вышел на сцену - такой же молодой, такой же красивый, такой же яростный. Вот только за микрофонную стойку он держался не ради имиджа, а чтобы не упасть. А вторую половину сейшена пропел, сидя на стуле в углу сцены, - но голос его по-прежнему рвался поверх голов и вспышек фотоаппаратов вверх, в вечернее небо, и в этом голосе была вся жизнь, - гнев и боль, сила и страсть, - и за этим голосом можно было пойти, закрыв глаза, куда угодно, потому что нечестным такой человек быть просто не может… И хотелось сделать немедленно, вот сию секунлу что-то, ну хоть что-нибудь, - только чтоб этот мальчик жил, жил! И был здоров.

Помните? "Лети-лети, лепесток, через Запад на Восток…"

Ребята! Люди! Чудес нет, увы, в нашем задерганном, замученном мире, а вместо лепестков цветика-семицветика у нас есть только замусоленные деревянные рубли. Но сейчас от нас нужно именно это. Саше Чернецкому нужна помощь. Возможна операция за границей, после которой ему, возможно, - будем суеверными, - станет легче. А на операцию, как и на многое-многое, нужны деньги. И есть счет, на который мы можем эти деньги перевести. Мы нищие, я знаю, нам жрать хочется постоянно, но если в кармане есть хоть что-то, и хоть что-то есть за душой, это надо, надо сделать! Не нужно потом никаких поминальных сейшенов и посмертных изданий, зачем эти жалкие оправдания перед собой, попытки заглушить простую и страшную мысль, что не успели, не смогли, не уберегли… Мы только что потеряли Янку. Тоже не успели… Давайте успеем хоть сейчас! Давайте будем живыми, потому что живым становишься, только отдавая свою жизнь другому.

Екатерина Борисова
Опубликовано в газетах: "Гуманитарный фонд" (Москва) №29(47-80)/1991,
"Дело" (Минск, приложение к газете "Слово") №16(8133), 11.09.1991,
"Молодежь Литвы" (Вильнюс) №28(35)/1991

P.S.: Эта единственная из "заказных" статей в моей практике, написанная в полном согласии с совестью, искренне, с неподдельным чувством. И дело не во мне и даже не в объективной серьезности повода, - дело в самом Сашке. Он подобен камертону, в его присутствии - в этой комнате ли, в этой ли жизни - не получается фальшивить и лгать. Можно сколько угодно спорить о его музыкантских качествах, любить его песни или относиться к ним совершенно равнодушно, - но в Чернецком с первого знакомства безошибочно опознается человек, в применении к которому слова "честность", "достоинство" и "личный магнетизм" обретают лишенный заезженности смысл. "To know him is to love him" - это как раз о нем.

Денег мы тогда так толком и не собрали, - времена стояли не те, - хотя статей наподобие этой было написано немало. Сашку прооперировали в конце 1991 года в Питере, в больнице Св. Георгия в Озерках. Там я с ним наконец-то познакомилась: не было бы счастья... А в середине 1992-го он снова вышел на сцену.

Он и сейчас, вопреки всем врачебным прогнозам и нашим когдатошним страхам, пишет песни, записывает альбомы, играет концерты, ездит на гастроли. Растит дочь. Красивый сорокалетний мужчина, - сильный, молодой, бесконечно живой и настоящий.

И да будет так.

Январь 2006

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz