Журнал "Колодец" > Круги на воде

КАЛИНОВ МОСТ
"Оружие"

Для меня КАЛИНОВ МОСТ делится на три периода. Первый, времен "Честного Слова" и "Порога Сорока", до сих пор вызывает горячее восхищение. Второй - "Выворотень", "Дарза" и несколько других, - уважение без пристального внимания. Третий - "Пояс Ульчи", "Обряд", переиздания всяческого наследия, - осторожное любопытство, перемежающееся иногда разочарованием и досадой. А вот "Оружие" приворожило. Возможно, потому что музыкой оно обращено к началу МОСТА: не содержанием, а звуком, психоделически-калифорнийской гитарой Васи Смоленцева, ароматом не только обязательных THE DOORS, но и, скажем, LOVE - калифорнийское солнышко, золотое времечко… Очень красиво (а бывает ли КМ некрасив?), чуть ностальгично, близко и понятно.

Удивительна тематическая цельность, полностью соответствующая названию, - от первой "Сны Сбываются" (сборы в поход, "батя, дай совет, мать, не провожай") до последней "Птицей Белой" (где промелькнуло неслыханное в лексиконе Ревякина слово "божественный"). Другое дело, что от острых и гневных социальных текстов начала КМ Ревякин - взрослея и мудрея, быть может, - вполне отошел: битва со злом обязательна, но зло уже не воплощается в конкретных образах, но приобретает масштаб понятийный. Зло - оно и есть Зло, с ним надо не разговоры говорить, а драться. Насмерть. И отчаянная удаль, и спокойный, чуть отрешенный последний взгляд, которым прощаешься с родным домом, и собранность и строгость слов и жестов - это всё перед ней, перед последней битвой. И подведение итогов, и прощание. "Родная" - реквием по Янке (по признанию самого Ревякина) - "на семи холмах кто тебя согрел, кто тебя любил - недолюбил?"; покаяние, "рядом ты была, берегла крыла, - было невдомек, я не доглядел", - может быть, еще и прощание с юношеской любовью, Инной Желанной? "Кто поставит крест на могилы нам? - инок да шаман". Инна да Егор? Придумываю, наверное, но кто запретит?

Не знаю, зачем Ревяке Стоунхендж, магия родной земли гораздо весомее и явственнее в его песнях. Эти песни требуют простора и далекого горизонта, степной травы под ногами, непролазных чащ; руке нужно место для замаха, ноге - для шага, голосу - для эха. На Плещеевом озере, говорят, есть горюч-камень, который движется и исполняет желания, - знать только, как подойти. Мрачное, полусуицидальное прозрение молодого Ревякина уступило очередь спокойной готовности встретить смерть не из безысходности, но в битве за свет. Ну, а там уж как повезет, - или вернуться после победы вернуться домой к любимым, или белой птицей смотреть на них с безоблачных летних небес. Но победа неизбежна. Так суждено.

Можно еще раскатать длиннейшую телегу об эзотерике, явно присутствующей в "Оружии", о диалектике "инь" и "ян", переданных через языческие образы, о фрейдизме, о взаимодействии христианской мифологической системы с дохристианской, о Городе-Зле и Природе-Добре, но… не буду. Это всё есть, копайте. Альбом очень живой, - стоит ли препарировать?

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале "Осколки" (СПб) №13/1999

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz