Журнал "Колодец" > Круги на воде

QUEEN + PAUL RODGERS
"Return Of The Champions"

Споры о том, насколько адекватен Пол Роджерс в роли заместителя Фредди Меркюри, не умолкают уже год, но давность не делает их сколь-нибудь осмысленными. Потому что Мэй и Тейлор не идиоты, и если бы им понадобилась полная вокальная идентичность, - неужто не нашли бы какого-нибудь мальчика, чей голос от природы или посредством соответствующей тренировки вплотную совпал бы с исходным? Существуют, опять же, высокие технологии, позволяющие даже в концертном варианте сымитировать все, что душа и публика желает. Так на кой черт им понадобился солист пусть не суперзвездный, но известный настолько, что его необходимо прописывать отдельной строкой, человек с опытом и прошлым, с выработанной и узнаваемой вокальной манерой? Со своим материалом, наконец, который исполняется вживую хоть и не в том же количестве, что и песни QUEEN, но все-таки законно включен в репертуар?

Самый банальный ответ (ради денег) даже при беглом анализе оказывается и самым сомнительным. С гипотетическим мальчиком-клоном на вокале QUEEN нового образца заработали бы куда больше, ибо слушатели всегда жаждут воскрешения популярных мертвецов и возврата в канувшее прошлое, и чем полнее была бы иллюзия, тем охотнее тратились бы на нее трудовые центы и фунты. И делиться заработанным с ним было бы не так уж обязательно: ему хватило бы славы и обожания новых и старых поклонников, а о прочем позаботились бы адвокаты... Да и Роджерс, думается, не ввязался бы в данный проект только ради пополнения бюджета: репутация, знаете ли, хоть и не измеряется в дензнаках, но стоит дорого, и навряд ли ему, экс-лидеру FREE и BAD COMPANY, певцу, которого за последние 30 лет копировали и за счет этого выбивались в люди дюжины всяческих ковердейлов, была интересна роль наемного фреддизаменителя. Не того пошиба персонаж.

В итоге, даже учитывая очевидный цинизм современного шоу-бизнеса, исследовательская мысль неминуемо напарывается на предположение решительно некоммерческого свойства: этим музыкантам, скорее всего, было просто любопытно поиграть вместе. Тем более что Мэй с Роджерсом уже работал (в кавер-пластинке последнего "Muddy Water Blues"), да и вообще, судя по экспериментам с разными вокалистами (вплоть до Земфиры), изрядный авантюрист и любитель неожиданных решений. Роджерс - той же породы зверь, и в разных междусобойчиках успел поучаствовать в изобилии. А Тейлору идентичность до лампочки, он свои песни обычно поет сам.

Итак, что же получилось из этого альянса, уже кое-где обруганного критиками, недополучившими должной порции "того самого чая", но везде, куда заносила гастрольная планида, встречаемого с первых же аккордов восторженным воем публики? Интересная, доложу вам, получилась штука, если судить по материалу, записанному на концерте в Шеффилде 9 мая прошлого года. Это не похоже на FREE, гарантированный источник квадратных хард-роковых боевиков и пронзительных минорных баллад, - но и глэм-роковой пышности и ломаного декаданса QUEEN здесь как-то особо не слышно. Мыслимое ли дело - QUEEN не только без отчетливых фортепьянных пассажей, но и почти без акцента на фирменный звук мэевской гитары (кроме самых необходимых и знаменитых проездов), QUEEN с явным блюзовым привкусом, QUEEN не как набор блестящих солистов, а как дружный, плотный, однородный состав! Это как минимум необычно и как максимум интересно. Можно сетовать, что наиболее выигрышные места отдельных песен - вокальные, гитарные - в новых вариантах почти не выделяются. Да, но, во-первых, как раз поэтому неожиданно прорисовываются совершенно другие нюансы, а во-вторых, канон извольте искать на соответствующих пластинках. Пожалуй, не стоило искусственно воссоздавать "Богемскую Рапсодию", да и "The Show Must Go On" - песня чересчур знаковая даже для менее вольных интерпретаций. Все остальное, скорее, внушает оптимизм, чем тащит в ностальгию. Меркюри умер, ибо люди смертны. Хорошая музыка умереть не может, и закапывать ее этакой белой розой у изголовья гроба совершенно не нужно. Она покамест жива и даже попала к не худшим из возможных хозяев.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №2/2006 в сокращении

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz