Журнал "Колодец" > Круги на воде

ИННА ЖЕЛАННАЯ
"Водоросль"

Попалась тут на глаза свежая газетная рецензийка, цитирую: "Я бы сравнил творческую линию Инны как женский вариант Дмитрия Ревякина и коллектива КАЛИНОВ МОСТ". Оставим в покое грамматические изыски автора сей сентенции, и снимем шляпы перед Ревякиным, столь гениально запудрившим мозги своими квазиславянизмами и мифологическим фолком целому поколению слушателей, что любая попытка любого исполнителя уйти от мейнстрима вглубь воспринимается лишь как подражание КМ. Неужели ж кто-то всерьез думает, что славяне действительно изъяснялись выворотнями-заворотнями и пели ритм-энд-блюзы в духе Джей Джей Кейла? Неужели мерцающий фантом Китеж-града можно принять за образец архитектуры Древней Руси? Однако хороша вышла сказка и ладна, и снимем еще раз перед Ревякиным шляпы еще и за то, что он не только уверенно скрестил собственные лингвистические опыты с ленивой нэшвиллской гитаркой, но и доказал жизнеспособность, а того пуще, здоровую конъюнктурность (что совсем не страшно) полученного гибрида, который мы теперь гордо именуем фолк-роком. И пробуждаем тем самым национальное самосознание молодежи. Ура!

А вот Инна Желанная ни фига не рок и не фолк, - если понимать под роком западный, корнями в блюзе, мейнстрим, а под фолком - проревякинские мотивы. И "этнической музыкой" это назвать тоже язык не поворачивается. Может, потому, что, читая где-нибудь про "этнические опыты" каких-нибудь залихватских музыкантов, подспудно я не ожидаю ничего хорошего. Берут многочегоперепробовавшие мэтры пару-тройку продвинутых негров-арабов с аутентичными инструментами - для перчику, - и вперед. В наилучшем из возможных вариантов получается "No Quarter" Пейджа с Плантом или Гэбриэлевский "Passion", в наихудшем - непроходимое занудство, повод для глубокомысленных вздохов искушенных знатоков. Да-с.

Зато есть такая фирма "4AD", которая, занимаясь многими разными музыками, породила таки свой стиль, - и вот как раз в "стиль 4AD", вполне уже устоявшийся, "Водоросль" вписывается идеально. Впервые в истории отечественного компактостроения. И если уж сравнивать, то не с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, а с DEAD CAN DANCE как минимум. Та же легкая пост-психоделия, та же атмосферная этно-готика, только истоки не в кельтском, а в русском, - не глубокие этнографические изыскания, но инстинктивное нащупывание корней той земли, на которой живешь. И воды, которую пьешь, потому что "водоросль" - русалочье лицо на обложке, сине-зеленые размывы, - и куда уводит нас ассоциативный ряд? К Тарковскому, конечно, к любимым его бесконечным колышущимся прядям под струящейся водой. И это суть альбома, который не фолковый и не этнический, а языческий - в той же мере, что и "Андрей Рублев" или параджановские "Тени забытых предков". Бесконечно наивная и живая стилизация оказывается ближе к подлиннику, чем глянцевая роспись историзмов. И мне плевать, настоящие дудки играют там у Желанной или компьютерные, и какие слова говорили на самом деле простоволосые девки в буйных венках и холщовых рубахах, бродя хороводами вдоль летних ручьев. Очень естественно встраиваются песни народные в песни самой Желанной, очень легко изящные вокализы перетекают в бабий плач, очень органично вплетается языческое безумие в ажурную музыкальную ткань, - и пробуждается фантомная генетическая память, и видятся русалки да водяные, Снегурочка да Лель… Альбом неразделим и однороден как лес, в котором все деревья - разные, но стоит ли их сравнивать и различать? И, как лес, и вода, и водоросль в ней, альбом - вне времени. Эта музыка будет вечной, - как раз потому, что она без батареек. На водяном ходу. На детских воспоминаниях о чуде и сказке. На русалочьем волшебстве.

Екатерина Борисова
Опубликовано в газете "Республика" (Екатеринбург) №10/15.05.1997

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz