Журнал "Колодец" > Rachid Taha press arhive

Танцы на грани

Санкт-Петербург. Манеж Кадетского корпуса. 24 мая.
Рашид Таха & Брайан Ино

Рашид Таха. Концерт в Санкт-Петербурге. Фото АФМ / St. Petersburg concert. Foto by Alex Fedechko-Mazkevich

Рашид Таха - удивительный человек. Араб, родившийся в воспетом Камю Оране и выросший во французской глубинке, бывший панк, бывший ди-джей, бывший владелец андеграундного клуба и вечный оппозиционер. Его называют французским Моррисоном и алжирским Страммером. Он принципиально поет на берберском диалекте дарийя, который понимают лишь его бывшие земляки, называет в числе своих учителей Джона Леннона, пользуется бешеным успехом на любом фестивале, категорически не признает термина "world music" и обожает смешивать всевозможные разновидности мировой музыки, считая, что иначе - просто скучно. В его активе дерзкий кавер "Rock The Casbah" THE CLASH (которые в 1981 году позаимствовали идею этой песни из демо-записи группы Рашида CARTE DE SÉJOUR), 20-летнее сотрудничество с легендой английского прогрессива Стивом Хиллейджем, работа с грузинскими, азербайджанскими, бенинскими, египетскими музыкантами, с марокканским женским хором B'NET MARRAKECH и с Гораном Бреговичем. Уже после концертов в России он успел записать для французского телевидения дуэт с Робертом Плантом и сыграть на лондонском фестивале "Meltdown" по приглашению Патти Смит. Альянс с Брайаном Ино для него - лишь один из этапов пути: момент интересный, но не принципиальный. Да и сам Ино в недавних интервью подчеркивал, что вписался во вполне сложившийся проект, и Таха для него - не столь проводник арабской музыки raï и chaabi, сколь незаурядная творческая личность, истинный рокер, работа с которым настолько увлекательна, что ради нее стоит прервать многолетнее студийно-продюсерское затворничество. И сыграть не только в Париже, но и в России.

К сожалению, ни организаторы их совместной гастроли, ни отечественные СМИ не озаботились донести эту информацию до потенциальных слушателей. В результате почти все пребывали в убеждении, что им предлагается академически-серьезное выступление Ино с некоторым участием его "креатуры", "юного протеже". Мало кто оказался готов к тому, что попадет на мощный рок-концерт - полистилистичный, яркий и живой, что Ино будет не более чем одним из музыкантов группы, а главным действующим лицом окажется именно Таха. Да и вольное смешение панковского напора, причудливых ориентальных ритмов, рок-н-ролльной энергетики и техно-бита, эмоциональная избыточность и визуальная яркость скорее отпугнула аудиторию, нежели привлекла. Российский слушатель никак не может избыть заблуждения, что настоящий рок - это обязательно проповедь или исповедь. Воспринимать рок-музыку как источник радости и веселья, как пиршество ритма и звука, понять, что даже о серьезнейших, больных проблемах (а почти все тексты, которые пишет Таха, остросоциальны) можно петь, танцуя, что драйв не исчерпывается минорной пентатоникой и размером 4/4, что настоящий рок-н-ролл могут играть не только англичане или американцы, - да и просто хоть одни раз сменить установку, избавиться от ксенофобии и дать себя вовлечь в происходящее действо, не прикидывая в уме, рок-музыка это или, не дай Бог, классово чуждая попса… нет, все еще не удается. В результате и в Питере, и в Москве зал бы полумертвый, контакт отсутствовал напрочь, а все отчеты в прессе сводились к описанию немногих сольных пассажей Ино; Таха же был воспринят как досадная помеха и в лучшем случае приравнивался к Таркану, а в худшем - к бессмысленной экзотической зверюшке, которую великий гуру зачем-то вынул из-за пазухи… Жаль, если Таха уехал в убеждении, что русские - народ косный, вялый и нелюбопытный. За державу по-настоящему обидно. Пусть лучше он запомнит тех немногих, кто его понял и принял, кто танцевал, радовался и отбивал ладонями ритм. Запомнит - и когда-нибудь приедет снова.

Екатерина Борисова
FUZZ №7/2005

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz