Журнал "Колодец" > Rachid Taha press arhive

Неисповедимые пути Брайана Ино (2)

Одно событие - два мнения. 25 мая Москву посетил один из интереснейших музыкантов и продюсеров современности - могущественный Брайан Ино. Ино принял участие в шоу франко-алжирского проекта под управлением знойного певца Рашида Таха. Кого-то из нас этот концерт порадовал, кого-то - разочаровал. Мы решили привести два взгляда на происходящее, представленные двумя слушателями с разным "бэкграундом". В чем-то они, впрочем, оказались схожи...

Кого я, признаться, меньше всего ожидал увидеть в Москве из уважаемых мною музыкантов - так это Брайана Ино. Он и так дает концерты крайне редко, а уж чтоб в Москву заехал - это совсем невероятно. В итоге пришлось довольствоваться исполнением Джона Кейла нескольких их с Ино совместных песен с замечательного альбома "Wrong Way Up".

Брайан Ино в Москве. Фото Никиты Калашникова / Brian Eno in Moscow. Foto by Nikita Kalashnikov

Однако Ино приехал. То есть он неоднократно приезжал и раньше, - уже и по-русски неплохо говорит, - но вот вышел на сцену для широкой аудитории впервые. Разумеется, тривиальным это событие быть никак не могло, и следовало ждать сюрпризов. Сюрпризы и последовали, - приехал Ино не один, и не с Робертом Фриппом, - а ведь были такие мысли у господина Чепарухина, были!, - а с группой франко-алжирского музыканта Рашида Таха и с продюсером проекта Стивом Хиллейджем, экс-GONG.

Отвлекусь на секунду от высоких гостей и скажу, что обычная задержка на час с небольшим, так неприятно свойственная московским концертам, вчера пошла безусловно на пользу. Многим зрителям удалось пробиться с юга Москвы к ДК имени Горбунова только в районе 20 часов, и они были рады, что ничего не пропустили.

Начал концерт Ино сольным ритмическим номером на своей батарее из электронной перкуссии и сэмплеров, весьма и весьма эффектным. Однако потом маэстро ушел в тень, предоставив площадку для самовыражения Рашиду Таха и коллективу. В состав группы входили басист, гитарист, барабанщик, перкуссионист, дублирующий Ино электронщик и человек с неизвестным мне инструментом типа электронного банджо. Между музыкантами скромно ходил Стив Хиллейдж, который, кроме очень интеллигентного лица, практически ничем и не запомнился, - ни одной "важной" партии на гитаре он не сыграл.

Первые два-три номера, чего греха таить, были ужасны. Рашид Таха почему-то счел, что российскую публику можно завоевывать кривляньями а ля Таркан, поэтому первые несколько минут зал находился в состоянии некоего недоумения. К тому же, мне показалось, что были ошибки со звуком, - присутствие Ино указывало на главенство ритмического начала, в которое уже должен был вплетаться вокал, а громкость была выставлена в основном на слабоватых гитаристов состава Тахи.

Однако когда часть публики в зале начала думать о выкинутых на ветер деньгах за билеты, музыканты вдруг собрались. Перкуссионисты подстроились к пассам Ино над сэмплерной батареей, гитаристы просто не портили картину, а Таха стал заметно скромнее, - все это начало амплитуду концерта понемногу поднимать.

Несколько песен действительно удались с музыкальной точки зрения, - в основном благодаря длинным инструментальным импровизациям, а ближе к концу довольного длинного сета Рашид Таха стал брать драйвом. Он вызывал на сцену зрителей, импровизировал, командовал своим музыкантам играть и петь потише - тогда приходилось петь Ино - или по ходу дела менял какие-то партии.

Рашид Таха в Москве. Фото Никиты Калашникова / Rachid Taha in Moscow. Foto by Nikita Kalashnikov

Честное отношение к концерту не могло не сказаться: зал завелся, и многие к концу сета уже искренне колбасились. По крайней мере, ни у кого претензий по самоотдаче к музыкантам в итоге не возникло, и это выгодно отличает средних французов от многих раскрученных российских "звезд".

Но полноценного симбиоза не получилось. Зачем был нужен Рашиду Таха Брайан Ино, и зачем был нужен Брайану Ино Рашид Таха (и зачем им всем нужен был Стив Хиллейдж), так и осталось невыясненным. Какие-то элегантные композиционные находки, - например, выпустить одного Ино на первый бис, чтобы он спел любую из своих классических песен - не случились.

Случился традиционный, честный, неплохой, но далеко не эпохальный концерт. Не отношусь к тем людям, которые считают, что в 70-е все было априори лучше, но казалось, что практически любой, с кем Ино сотрудничал на протяжении своего длинного творческого пути, смотрелся бы в этот вечер интереснее. Что ж, может быть, для Брайана Ино это был лишь разбег после длительного молчания. Кто ж его, Брайана Ино-то, знает.

Дмитрий Крюков
Звуки.Ру, 26.05.2005

< первая статья <

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz