Журнал "Колодец" > Номера

АЗБУКА АВТОСТОПА

Первый вариант этой статьи был написан мною в 1997 году для курганской "Субботней газеты" по просьбе моей подруги, журналистки Светланы Кошкаровой. Работая над материалом, я отдавала себе отчет в том, что, во-первых, читать ее будут люди провинциальные и с предметом не знакомые, и, во-вторых, что от меня требуется не лирический мемуар, а практическая инструкция. Поэтому статья вышла в определенной степени сухой и деловой. Основана она на личном опыте, но я учла и то, что было написано на данную тему до меня (в частности, книги "Практика вольных путешествий" А. Кротова и "Хитч-хайкинг (Автостопом по США и Европе)" В. Шанина), и то, о чем написано еще не было (а именно - сочла нужным остановиться на особенностях "женского" автостопа).
Нашедши недавно сей труд в своих архивах, я решила, что он по-прежнему актуален, но слегка его переработала с учетом момента. Кроме того, нарисовалась еще одна причина для широкого обнародования этих заметок, - о ней я скажу в послесловии.

Нет, наверное, такого человека, который не мечтал бы попутешествовать, мир посмотреть и себя показать. Нет и такого, кто хоть раз в жизни, имея необходимость или просто интерес куда-либо съездить, не чесал бы задумчиво в затылке: "Да, но где же взять деньги на поездку?" В наше время, когда цены на авиабилеты могут довести до раннего инфаркта, да и билет на поезд стоит немало, такой вопрос задают себе многие... и остаются дома, так его и не решив. Хочу вам подсказать одно из самых простых и удачных решений этой проблемы: путешествуйте автостопом!

Для несведущих поясняю: автостоп - это передвижение на попутных машинах (а иногда на поездах, пароходах и даже самолетах) методом "голосования", как правило, бесплатное. И действительно, многие предпочитают этот способ именно от недостатка денежных средств. Но столь же многие ездят "стопом" (так для краткости я стану в дальнейшем обозначать сей способ) просто из тяги к странствиям, желания подробнее и свободнее изучить мир, в котором живут. Согласитесь, многое ли вы увидите из окна поезда (тем паче ночного)? Можете ли вы попросить машиниста остановить состав на приглянувшемся вам полустанке, чтоб поближе рассмотреть во-он ту церквушку на холме? Можете ли вы выйти из поезда посреди поля и ощутить неповторимое единение с собой и миром, побыть вне времени и общества, осознать, что в данный момент лишь вы один знаете, где именно сейчас находитесь? Если вам нужны подобные переживания, если вашу тягу к странствиям сдерживает лишь тощий кошелек или страх перед неизведанным прежде способом передвижения, - тогда вперед, на стоп! А я постараюсь объяснить вам, как это делается. Конечно, в первый раз выходить "на трассу" (то есть на шоссе, хотя выражения "ходить по трассе" и "ездить стопом" синонимичны) лучше в компании опытного попутчика, но если у вас такового нет, - прочтите внимательно эту статью и, будем считать, что ликбез вами освоен. Пусть мой личный опыт (а я езжу стопом 18 лет и объездила если не всю страну, то многие ее уголки) вам хоть немного поможет.

Автор. 1991 г., Южная Украина

I. Мифы и предрассудки

Многие считают стоп занятием сомнительным и опасным, пригодным только для исключительных смельчаков, безумцев или владеющих приемами каратэ особей. На самом же деле путешествие автостопом не опаснее езды в поезде или пешей прогулки по улицам родного города. Однако существует ряд устойчивых заблуждений касательно стопа, которые ниже я постараюсь развеять.

1. В нынешние времена стоп невозможен (вариант: раньше водители брали "стопщиков", а теперь нет).
Уверяю вас, никаких существенных изменений с течением лет и сменой госстроя и идеологии не произошло. По-прежнему дороги нашей страны бороздит множество "дальнобоев" (грузовиков, перевозящих всякую всячину на дальние расстояния), за рулем коих сидят трудяги-шофера ("дальнобойщики"), радующиеся попутчику, который может помочь скоротать долгий путь. Правда, "чайники" (водители частных легковых машин) берут стопщиков менее охотно, - но так было всегда. Советую вам ориентироваться именно на дальнобоев, - и тогда вряд ли у вас будут проблемы с передвижением.

2. Ездить по трассе опасно (варианты: водители опасаются брать пассажиров; водители представляют опасность для стопщиков).
Вот тут отмечу, что нынешние времена внесли некоторые коррективы в путешествия по трассе, и, действительно, некоторые водители, опасаясь дорожного бандитизма, вряд ли отважатся подсадить компанию из двух и более мужчин. Одинокие пассажиры или сочетания типа "парень + девушка" или "две девушки" вызывают у водителей куда меньше опасений и, путешествуя в такой человекокомбинации, вы вряд ли столкнетесь с особыми трудностями. Но если все же вы - молодой человек, желающий поехать куда-то стопом с приятелем, а не с подругой, то мой вам совет: постарайтесь одеться и вести себя как можно более скромно, а лучше всего так, чтоб издалека было видно, что вы путешественники, а не бандиты. Джинсы, дорожные куртки, рюкзачки за спиной красноречиво поведают водителю о ваших мирных намерениях, и если вы вежливы и доброжелательны, - успех вас найдет.
Два дополнительных совета: одеваться по-дорожному следует, путешествуя в любом составе - это, кроме всего, просто удобно и практично; более чем вдвоем, лучше не ездить - вам придется либо разбиваться на пары и договариваться о месте сбора в пункте назначения, либо очень долго ждать транспорта, способного вместить всю вашу компанию.

3. Девушке ни в коем случае не стоит ездить по трассе одной (изнасилуют, убьют и т.д.).
Оптимальный способ для девушки избегать любых дорожных инцидентов, - не голосовать навороченным иномаркам и скромно одеваться. Очевидно, что, увидев голосующую на шоссе девицу в супер-мини-юбке и яркой косметике, водитель подумает о ней одно, а если она одета по дорожному, - совершенно другое. Кроме того, дальнобойщики, как правило, люди опытные, на своем веку немало повидавшие, они практически сразу по вашему виду и поведению определят, что вам надо на самом деле: ехать или заниматься чем-то совершенно иным. Не стоит поэтому вести себя вызывающе или двусмысленно. Но не стоит и смотреть на водителя взглядом затравленного зверька, - это его разозлит и спровоцирует. Ведите себя вежливо и спокойно, в начале разговора ненавязчиво обозначьте цель своей поездки ("еду к друзьям", "в деревню к бабушке", "на концерт любимой группы"); если водитель спросит, не страшно ли вам ездить одной, отвечайте, что верите в хорошие качества людей, - этот ответ, как правило, срабатывает в нужном плане (хотя в большинстве случаев водитель и так не имеет относительно вас никаких дурных намерений). Дополнительная мера предосторожности: если машин на трассе много, голосуйте лишь тем, где водитель явно один, без попутчиков/напарников. И помните: за рулем машины, которая вам попалась, не маньяк-убийца, а нормальный мужик, который, конечно, может намекнуть вам на что-то "эдакое", но на насилие вряд ли пойдет. В крайнем случае, если дело все же "дойдет до рук", немедленно просите остановить машину, и выходите из нее. Помните: машин на трассе много, и если именно в этой вам ехать по какой-то причине дискомфортно, ничто и никто не может вас заставить продолжать поездку. Если водитель ведет себя нормально, но вам все же почему-то кажется подозрительным типом - тоже выходите, но под благовидным предлогом ("вот в этой деревне моя бабушка и живет"): зачем зря обижать человека, который в душе, может, сущий ангел, просто рожей не вышел...
Из личного опыта: за 18 лет стопа ко мне "всерьез" пристали лишь однажды; я твердо попросила остановить машину и вышла, отделавшись лишь испорченным настроением и оторванной пуговицей пальто. Несколько раз "предлагали", но после однозначного отказа извинялись и больше не поднимали эту тему. Вот и всё. Кстати, я вообще люблю путешествовать одна, так легче поймать машину и можно вдосталь наговориться с водителем, что дает иной раз не меньше новых впечатлений, чем созерцание видов за окном.
Есть только одно исключение: девушке лучше не ездить в одиночку по бывшим южным республикам. Это не расовый предрассудок, а разумная предосторожность от последствий проявления национального темперамента тамошних жителей. Но если вы уверены в себе или просто вам очень нужно ехать именно в этом направлении, хотя бы носите в поездке как можно более закрытую одежду. Даже летом.

4. Ездить по трассе не менее дорого, чем поездом, т.к. водители требуют денег за проезд.
Ошибка, - по крайней мере, в отношении дальнобойщиков: зарабатывают они вполне достаточно, ваши гроши им ни к чему, они берут попутчиков для общения. Часто кормят, угощают сигаретами, иногда даже сами предлагают деньги ("ну, раз тебе еще столько ехать, держи десятку, пригодится"); если же вы вздумаете предложить деньги им, они могут просто обидеться. Чайники, конечно, порой требуют денег, но, как правило, они это делают сразу (характерный диалог: "До Ивановки подвезете?" - "А сколько дашь?"). Если у вас нет денег или вы попросту не хотите платить, то так и скажите, - после чего чайник уедет своей дорогой, а вы останетесь голосовать другим машинам. То же самое правило: машин на трассе много. Если же трасса такого свойства, что машин как раз мало (сельская или лесная, например), то там и денег практически никто не просит, - понимают, что вы голосуете "не от хорошей жизни" и стараются помочь.

В завершение этой главы рекомендую молодым людям, осваивающим автостоп, по возможности не рассказывать об этом родителям: именно они чаще всего и обременены всеми вышеперечисленными предрассудками. Это тот случай, когда ложь - во благо. Скажите им, что вы поедете... ну, хотя бы электричкой, и выбирайте для начала короткие и внятные маршруты, чтоб обернуться туда-обратно за день (или поезжайте в другой город к друзьям, которых родители хорошо знают, и которым можно позвонить). Я поступала именно так, пока личным примером не убедила свою мать, что езда по трассе не опасна для жизни и здоровья, и волноваться за меня не стоит.

II. Техника езды

Для начала вам просто необходимо обзавестись так называемым "стопником" (он же "Атлас автомобильных дорог") или хотя бы ксерокопиями тех его страниц, где изображены нужные вам дороги и населенные пункты, - и научиться им пользоваться. Это если вы планируете ездить дальше соседнего села или бабушкиной деревни. Неплохо бы также научиться разбираться в дорожных знаках, но если на момент вашего трассового дебюта вы все еще не в состоянии отличить "кирпич" от знака пешеходного перехода, не отчаивайтесь: расспросите водителей, они пойдут вам навстречу и объяснят все, что вы хотите узнать. Стоит также ориентироваться в автомобильных номерах (условное обозначение "порта приписки" машины поможет вам найти либо земляка, либо машину, чей маршрут вам может оказаться удобен), но и это можно наверстать в процессе. Еще раз повторю, что одеваться следует просто и удобно, летом нелишни солнечные очки и легкий головной убор, зимой позаботьтесь о том, чтоб ноги были в тепле, в межсезонье возьмите с собой накидку от дождя (а не зонтик!) и лишнюю пару носков. Желательно взять с собой спички, какое-либо питье (чай, сок, кофе, лимонад в пластиковой бутылке; стеклотару или термос не советую, они могут разбиться, - предположим, на ухабе или при выходе из машины, - и вы останетесь ни с чем; спиртное не советую категорически), еду, какую можно употребить, не выходя из машины, и не нуждающуюся в приготовлении (бутерброды, вареные яйца и сосиски, булочки, печенье, шоколад, овощи, фрукты), складной нож, соль; если вы курите - запасную пачку сигарет. Не рассчитывайте на то, что все это можно купить по дороге: ваш путь может пролечь через глухомань, где ничего не продается, ну а если вам попадется "прямая" машина (следующая без остановок до пункта назначения), то выбор - ехать быстро и с комфортом или покинуть машину ради еды - будет не из легких. Деньги можно не брать, но некоторая сумма "на черный день" не помешает, лучше в мелких купюрах. Обязательно возьмите документы, особенно если вы намерены ехать далеко или в "страны СНГ": это необходимо, если машину остановит ГАИ или пограничная таможня.

Кстати: если ваши документы в порядке, и вы выглядите "нормально" (т.е. явно не напоминаете своим видом находящегося в розыске рецидивиста), вас не имеют права досматривать, штрафовать или насильственно высаживать из машины. Есть категория машин, перевозка людей в коих запрещена, но они либо просто не останавливаются, либо водители сразу предупреждают, что поездка чревата неприятностями. Если все же до вас "докопались", ведите себя спокойно и вежливо, но настаивайте на полной законности вашего способа передвижения. Можете невзначай намекнуть на то, что вы журналист и таким способом "собираете материал": неумный милиционер испугается огласки и оставит вас в покое (а умные "докапываются" только до водителей).

Чтобы уехать стопом в другой город (село), недостаточно выйти из парадной и поднять руку на обочине собственной улицы. Надо выехать за пределы города. Если это ваш родной город, то, пользуясь картой или зная такие подробности самостоятельно, вы легко сможете определить, какой городской транспорт вывезет вас к началу нужного вам шоссе. Если вы находитесь в чужом городе, то необходимую информацию раздобудьте у друзей, у прохожих на улице, у постового на перекрестке или, на худой конец, купите план города. Полезно иметь с собой блокнот и ручку, чтоб записывать подобные сведения, особенно если вы планируете часто ездить из города в город. Точно так же поступайте, если по маршруту следования вас занесет в какой-то промежуточной город. Помните: в центре города вас повезут либо за деньги, либо не повезут совсем, а дальнобойщики в черте города, как правило, на голосующих вообще не реагируют. Начинайте голосовать лишь за чертой города, в крайнем случае, на дальних его окраинах.

Какое именно шоссе вам нужно, вы легко определите по все тому же "Атласу автомобильных дорог". Выбирая оптимальный маршрут, ориентируйтесь на крупные магистрали (они обозначены красным цветом и буквами "М" или "А" с порядковым номером). Не поддавайтесь искушению "скостить через Ивановку" по дороге местного значения - может оказаться, что короткий маршрут проходит по разбитой грунтовке, где машины ходят раз в сутки.

За световой день вы реально сможете проехать 700-800 километров (зимой, разумеется, дни короче). Если вам нужно преодолеть гораздо большее расстояние, постарайтесь разбить его на отрезки длиной 500-600 км, если маршрут сложный или вы не слишком опытны, - даже меньшие. Постарайтесь спланировать маршрут так, чтоб он пролегал через места обитания ваших друзей или родственников, способных пустить вас на ночлег (о визите сообщите им заранее). Ночевать в незнакомом городе, где у вас никого нет, я бы не рекомендовала: ночлег на скамейках, в подъездах и на вокзалах - занятие тяжелое и небезопасное, а дешевую гостиницу со свободными местами вы можете и не найти, особенно вечером. Ночлег в везущей вас машине возможен (если не вы напросились, а вам предложили), но довольно дискомфортен. Если ночь застала вас в дороге, лучше выходите из машины, не доезжая до города, в какой-нибудь деревне (именно в деревне, а не в садоводстве!) и попроситесь там на ночлег. Как правило, это удается, но в половине случаев за деньги. Хотя вы можете пообещать, скажем, нарубить дров или вскопать огород...

Выходите на трассу как можно раньше: дальнобойщики - пташки ранние, большинство из них начинает движение в 6-8 часов утра. Это не значит, что в любое другое время суток вы никуда не уедете, но - "кто рано встает, тому Бог подает", да и до места доедете засветло, и на городской транспорт в пункте назначения успеете. Рассчитывая среднюю скорость передвижения, учитывайте, куда и как вы едете: по шоссе быстрее, чем по сельской дороге, на легковой машине быстрее, чем на грузовой. Обычно средняя скорость передвижения по трассе - 50-60 км в час. Если доберетесь быстрее, чем планировали, - я рада за вас, если медленнее - не огорчайтесь, на трассе всякое бывает. Был случай, когда я проехала 400 км за 3 часа, включая остановку на обед (водитель оказался бывшим гонщиком); был, когда 150 км плелась 10 часов (сельская трасса и неправильно выбранный маршрут).

III. Трасса, водитель и вы

Если вы выбрались на шоссе, вам необходимо знать: есть места, где голосовать оптимально, а есть места, где бесполезно. Вот краткое перечисление "плохих" мест:

1. Пост ГАИ и его окрестности
Не рассчитывайте, что страх перед ГАИшниками заставит водителя остановиться, - совсем наоборот, он будет стремиться проскочить мимо. Ежели вы попросите, чтоб ГАИшник помог вам остановить машину (некоторые стопщики-лентяи пропагандируют эту тактику), то вы, конечно, на ней уедете, но на хорошее отношение водителя в таком случае не рассчитывайте.

2. Перекресток или развилка
Лучше зайти "за" них, чтоб водитель сосредоточился на вас, а не на прохождении перекрестка, и точно понимал, куда именно вы едете.

3. Дорожные знаки "стоянка запрещена" и "остановка запрещена"
Без комментариев.

4. Мост
Ни под мостом, ни на мосту вас никто не возьмет. То же касается путепроводов, железнодорожных переездов и тому подобных участков.

5. Автобусная остановка
Чайник решит, что вам просто надоело ждать автобуса (и попросит денег за проезд), дальнобойщик не обратит на вас внимания.

6. Населенный пункт
Как было сказано выше, в городе лучше не стопить. Если машина едет в промежуточный для вас город, попросите высадить вас у начала так называемой "объездной" трассы; за неимением таковой выходите из машины, не доезжая города, или старайтесь проехать его насквозь. То же касается крупных деревень.

7. Крутой подъем/спуск, крутой поворот, ремонтируемый участок дороги и прочие сложные для водителя места
Без комментариев.

Итак, вы нашли оптимальное место для голосования. Встаньте лицом к движению, отодвиньтесь от края шоссе на обочину и поднимайте руку (параллельно шоссе, пальцы сомкнуты или же большой палец отставлен вверх, "по-европейски"). Если вам безразлично, на какой машине ехать, можете держать руку поднятой неопределенное количество времени; если вы наметили конкретную машину, вас чем-то устраивающую, голосуйте только ей, но так, чтоб водитель увидел вас издалека и успел отреагировать. Не стоит идти спиной к движению, держа руку поднятой: может остановиться фиг знает что (трактор, "Мерседес" с бандитами, еле ползущая по шоссе развалюха), и вам придется либо ехать на этом, либо объяснять водителю, почему вы его остановили, а ехать не желаете. Стоп - дело в какой-то степени утомительное, поэтому стоит позаботиться о том, чтоб ехать хотя бы с мало-мальским комфортом; если выбор есть, выбирайте транспорт на свой вкус.

Иногда машина тормозит не сразу, остановившись в десятке метров по ходу впереди вас. Тогда следует пробежаться: если вы пойдете нога за ногу, водитель может уехать, обидевшись на вашу нерасторопность. Помните: водитель все-таки оказывает вам услугу, цените это.

Бывает, что машина не останавливается, но водитель делает вам некие знаки: разводит руками ("извини, места нет"), тычет пальцем в сторону ("сворачиваю"), показывает один/два пальца (количество посадочных мест) и пр. Кивните, улыбнитесь в ответ - это просто вежливость. В ряде случаев стоит быстро объяснить водителю жестами, что вы, к примеру, готовы ехать даже в кузове, или вас как раз устраивает, что машина поворачивает налево. Не обижайтесь на водителей и весь белый свет, если машины едут мимо. Помните: "ваша" машина мимо вас не проедет. Будьте оптимистом и фаталистом. В конце концов, вы же путешествуете, а не в гонках участвуете и не спор выигрываете.

Если машина остановилась, вы открываете дверцу (в грузовиках это иногда трудно сделать снаружи; тогда постучите по стеклу, и водитель откроет вам изнутри) и вежливо здороваетесь. Это - обязательно! Дальше следует примерно такой диалог: "Возьмете до Москвы?" - "Садись" (вариант: "Нет, я только до Ивановки"). Если Ивановка находится в поле зрения, откажитесь от поездки, во всех остальных случаях садитесь ("Хорошо, тогда подбросьте до Ивановки"). Главное - двигаться вперед и помнить, что по мере приближения к нужному пункту машин, идущих туда же, становится все больше. Лучше сменить 10 машин, каждая из которых везет по 10 километров, чем часами ждать ту, которая везет сто.

Если ваш маршрут может отпугнуть водителя своей грандиозностью ("До Владивостока не подвезете?"), можете обозначить своей целью любой близлежащий город, а потом, в разговоре с водителем, уточнить, куда все-таки вы едете. Кстати, может оказаться, что вам по пути. Возможны такие реплики: "Подвезите прямо, сколько сможете (до поворота на Ивановку, за мост, до объездной...)".

В машине сидите спокойно, не вертитесь, если водитель просит пристегнуть ремни безопасности, - сделайте это без обсуждений. Если вам хочется курить, спросите разрешения, даже если сам водитель курит. Если хотите есть, тоже спросите разрешения; обязательно предложите еды или питья водителю. Скорее всего, он всё вам разрешит, а от пищи откажется, но это - правила хорошего тона. Не вертите никаких ручек, не нажимайте никаких кнопок, не открывайте без разрешения окна и дверцы: вы - в гостях, а для дальнобойщиков (и не только) кабина машины - дом родной. Если вам жарко, снимите верхнюю одежду, рюкзак или сумку поставьте в ногах или рядом с собой, примите удобную вам, но не мешающую водителю позу. Выполняйте мелкие просьбы, с которыми к вам обращается водитель (передвинуть вашу (его) сумку, открыть окно, дать ему прикурить). Не стесняйтесь, смело просите остановить машину, если вам стало дурно или вы хотите "в кусты": все мы люди. Он остановится и подождет вас. Не бойтесь, что машина уедет с вашими вещами (если это, конечно, не золотые слитки россыпью), но паспорт и деньги лучше все время держите при себе.

Если водитель завел с вами разговор, поддерживайте его, - обычно расспросы носят самый общий характер, никаких ваших секретов ему не нужно. Общайтесь, будьте естественны, но не фамильярны. Не надоедайте водителю болтовней, если он не слишком разговорчив, но и не сидите букой, если он хочет общаться. Оптимальные темы для беседы: трасса (по которой вы едете и вообще) и дорожные приключения; города, мимо которых едете и в которых бывали; семья, дети; работа водителя, ваша. Не стоит говорить о политике и религии (можно поругаться), о высоких материях (если только водитель не окажется знатоком философии или икэбаны), о болезнях и несчастных случаях (все водители суеверны), о сексе (чтоб не сочли за намек), рассказывать скабрезные или матерные анекдоты. Покажите себя вежливым и интересным собеседником: поездка станет интереснее и приятнее для вас обоих.

Ни в коем случае не читайте в машине книгу, не играйте в "Тетрис" (или в карты, шашки, домино, если вы едете не в одиночку) - водитель обидится, ведь он-то надеялся разнообразить дорогу беседой. Если вас угощают чем-либо, не отказывайтесь, разве что по уважительной причине ("спасибо, но у меня на орехи, к сожалению, аллергия"), но и не съедайте всё подчистую. Если водитель предлагает перекусить в дорожном кафе за его счет, постарайтесь не вводить его в серьезные расходы; если подразумевается, что каждый будет питаться за свой счет, а у вас нет такой возможности (или желания), так и скажите.

Категорически нельзя спать в машине (разве что только сам водитель предложит вам отдохнуть на "спальном" месте грузовика), особенно если вы едете по трассе ночью. И днем-то ваш сон может или обидеть (см. выше), или заставить зевать водителя, - что чревато сами понимаете чем, - а уж ночью, когда водители берут попутчиков на 90% из-за того, что надеются за разговором не поддаться усталости, тем более. Поэтому людям, неспособным сравнительно бодро перенести бессонную ночь, да еще и полноценно общаться при этом, ходить на ночной стоп, а тем более на суточный (когда едешь непрерывно сутки и больше) очень не рекомендую.

Однако если ночной стоп вам необходим или просто интересен, вот несколько дополнительных советов: хорошенько выспитесь накануне; голосуйте по возможности в освещенных местах или одевайте светлую одежду; максимально дальше отходите от края шоссе; плотно поешьте перед выходом на трассу или возьмите с собой еды и питья с запасом, а оденьтесь немного теплее обычного - после бессонной ночи знобит, а уставший организм требует дополнительных калорий.

Самое "глухое" время на ночной трассе - от 2-х до 5-ти утра, постарайтесь в это время ехать на чем угодно, но только не идти по шоссе.

IV. Заключение

Автор. 1991 г., Южная Украина

Прочитав все вышеизложенное, вы, надеюсь, составили некоторое представление о технике езды автостопом. Но многие, возможно, спросят: "А где же лирика? Где романтика приключений и поэзия дорог?" Отвечаю: путешествуйте и обрящете. Как нельзя прочесть книгу, не зная букв, так трудно получить удовольствие от автостопа, не зная азов. Лирика? Я видела дельфинов из окошка КамАЗа, стоящего на Керченском пароме, и кормила местную дворняжку кексом и абрикосами; видела заснеженные огромные ели днем на рижском шоссе и ночью на вологодском; красные марсианские холмы Северного Крыма и красные маки среди гречишных полей Украины; дивные церкви посреди деревень; Южный Буг после грозы; морских звезд на дне Белого моря...

Романтика и приключения? Я ездила с дальнобойщиком-саксофонистом, со шведским арабом и с финским венгром; на тракторе и в "Скорой помощи"; в компании поросят, щенков и грудных младенцев; слушала рассказы об охоте на медведей и о молдавских свадьбах; ночевала в кукурузном поле под Днепропетровском и на полу нетопленой мансарды в Вильнюсе. Однажды мои вещи переехал КамАЗ; однажды мы попали в смерч с грозой, и молнии били в телеграфные столбы возле трассы; однажды нас везли ночью по раздолбанной грунтовке на мотоцикле два пьяных гопника; однажды нас везли солдаты, попросившие в качестве платы за проезд настроить гитару; однажды под Новороссийском водитель успел повернуть руль лишь в полуметре от пропасти; однажды на шоссе мы нашли бутылку коньяка и рядом огромный помидор; однажды КамАЗ, на котором я ехала, затеял обгонялки с другим - на скорости 120 по оживленному шоссе; однажды под нами взорвалось переднее колесо; однажды мы ехали мимо горящей машины, из окна которой торчала человеческая рука...

Трасса - это жизнь, со всеми ее сложностями; она трудна, но прекрасна. И каждая поездка неповторима, даже если ездишь по одному и тому же маршруту. И каждый может испытать эту радость, - радость дороги, путешествий и открытий, радость познания мира и себя в нем.

Вперед! "Ваша" машина обязательно остановится, когда вы выйдете на шоссе и поднимете руку.

V. Послесловие-2003

Еще году этак в 1988-89-м, на заре автостопной карьеры, мы с моим тогдашним мужем (не меньшим энтузиастом означенного способа передвижения) прознали про Лигу Автостопа и сделали даже вялую попытку в нее вступить. Отвратил нас тогда, как помнится, некий бюрократизм этой организации и ее нарочитая "спортивность". Нам же автостоп всегда казался, скорее, образом жизни и способом свободного познания мира, а не видом спорта, и гонки на время, практикуемые Лигой, а также носимая ее членами униформа как-то не соответствовали нашему представлению о прекрасном.

И вот в сентябре нынешнего года, вскоре после того, как я привела в порядок свою "автостопную" статью, Лига Автостопа снова замаячила на моем горизонте - на этот раз в виде серии репортажей в питерской газете "Смена". Из оных я узнала, что:

1. В Лигу принимают (и то не всех) только после прослушивания цикла лекций и ряда поездок с инструкторами, а полноправным ее членом можно стать только после 2-5 лет пребывания в ней. Экстерн, видимо, не практикуется, то есть мне, например, со всем моим опытом и стажем тоже читали бы лекции и привязали бы на пяток лет к наставнику, и лишь потом выдали бы порядковый номер. Да и то вряд ли, ибо...

2. Цитирую: "Девушкам члены Лиги Автостопа настоятельно не рекомендуют передвигаться автостопом даже парами, а женщины одиночки до соревнований не допускаются". Итак, "безграничная свобода передвижения" (снова цитата) - только для сильного пола! Или члены Лиги свято убеждены, что все шоферы (да что там, все мужчины! Кроме самих "лигистов", вестимо) - потенциальные насильники, или просто не верят в то, что такое слабое и беспомощное существо как женщина способна усвоить теорию и практику автостопа. Впрочем...

3. Если принять принципы Лиги, гласящие, что "гонщик" (т.е. член Лиги) должен в обязательном порядке помогать водителю чинить машину и, в случае чего, тащить оную из кювета (при этом, кстати, неэтичным считается принимать еду и вообще что-либо от водителя; мнение на этот счет самого водителя, а также разного рода житейские обстоятельства, видимо, не учитываются), то женщине действительно лучше на трассу (в составе Лиги) не ходить.

4. Член Лиги обязан носить фирменный комбинезон (и "ни при каких обстоятельствах не передавать их другим людям, чтоб не компрометировать Лигу" - даже, наверное, замерзшему или намокшему другу рассчитывать в этом смысле не на что), иметь специальную (весьма дорогостоящую) экипировку, порядковый номер... Да и вообще, наверно, передвигаться строем, с песней и исключительно в ногу.

5. Самое завлекательное в деятельности Лиги - это, конечно, соревнования (сомневаюсь, что кто-либо из ее членов ходит по трассе в личных, так сказать, целях, по неучтенному маршруту и в произвольное время). На время, с КП, с обращениями по радио к водителям: "Подвозите людей в желтых комбинезонах!" (что, многолетняя "лигистская" подготовка не помогает?), рысью марш... Характерная цитата - впечатление прикомандированной к "гонщику" журналистки: "Места на подходе к Турьему потрясающе красивые... К сожалению, мой ведущий ни на секунду не забывал, что мы на гонке, поэтому полюбоваться красотами не удалось". Вы хотели бы съездить, скажем, в Париж исключительно с целью сдать нормы ГТО в Версале или пробежать кросс по Елисейским полям (по сторонам не смотреть, двигаться строго по маршруту, постоянно глядя на секундомер)? Вот и я о том же.

Я ничего не имею против спорта как такового, но давайте все-таки уточним: Лига Автостопа - организация казенная, военно-спортивного толка, не имеющая ничего общего с "вольными путешествиями", познанием мира и вообще с личной свободой. Каждый выберет сам, какой именно автостоп ему близок и нужен. Главное не ошибиться, чтоб не получилось, как в старом армейском анекдоте: "Хотите бесплатно посетить экзотические страны и испытать незабываемые ощущения? Записывайтесь в Иностранный легион!"

Екатерина Борисова
Санкт-Петербург, 1997-2003

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz