Журнал "Колодец" > Номера

ЦАРЬ-БАТЮШКА, ОЧЕНЬ ПРИЯТНО
(Интервью с Александром Пантыкиным)

На рубеже лета 1997 года в городе Кунгуре, что между Екатеринбургом и Пермью, проходил очередной фестиваль серии "Rock-Line". Председателем жюри, отбиравшим из сонма кандидатов наиболее подходящих для фестиваля музыкантов и вообще делившим всех на агнцев и козлищ, был Сан Саныч Пантыкин, "дедушка уральского рока", композитор и все такое прочее. Естественно, четверо знающих историю и уважающих себя иногородних журналистов решили взять у Пантыкина интервью, с чем и завалились к нему в гостиничный номер (благо, все жили в одном и том же "Сталагмите" и чуть ли не на одном этаже), уселись с ним за стол, заваленный самой разнообразной посудой и пищей, включили звукозаписывающие устройства и принялись задавать вопросы - сообразно личным надобностям и служебным обязанностям. Установить, кому какой вопрос принадлежал (а также ФИО одного из журналистов), ныне не представляется реальным; зато можно уверенно утверждать, что полностью этот текст нигде не прозвучал и не был опубликован.

- Расскажи о своей издательской деятельности.

А. Пантыкин. Фото Татьяны Хрипкиной

Александр Пантыкин: Издательской деятельностью мы не занимаемся. Я являюсь директором музыкально-информационного агентства "Тутти", которое собирает, обрабатывает и рассылает информацию о музыкальных событиях Екатеринбурга и близлежащих районов, - о том, что у нас происходит. Эта информация выходит два раза в неделю и по электронной почте рассылается подписчикам. В этом отношении мы работаем как "Турне" и "Интермедиа", но наша подписка стоит дешевле. У них она стоит 100 баксов в месяц, а у нас - 86 или что-то так, мы высчитали себестоимость. Чистая информация - кто, где, когда выступил, интервью, специальная информация, чарты, лучшие продажи в магазинах, все, что касается муз. жизни Е-бурга и окрестностей. Помимо этого мы являемся пресс-агентами различного рода мероприятий. В частности, мы проводили концерт NAZARETH, это наша гордость; концерт был образцово-показательным. Были проведены две пресс-конференции, одна была сделана за месяц до их приезда, потому что никто не верил, что NAZARETH приедут к нам; вторая непосредственно с группой, она вообще была классической… И еще масса всего, что в силах муз. информационного агентства: бартерная помощь рекламой - какое-то радио получает нашу информацию и дает нам рекламное время, газета… Обычная история: кто не может платить, с теми мы меняемся. У кого вообще ничего нет, тому мы просто высылаем информацию кое-какую, в каждом случае конкретную.

- А издание музыки?

АП: Это не имеет отношения к МИА. Существует вторая фирма, которая называется "In Face Tutti Records", здесь, на этом фестивале два представителя этой фирмы: я - генеральный директор, и сама студия "In Face" - Страусов Володя, который живет в Новоуральске. Он и я имеем студии, мы записываем молодых музыкантов и стараемся их выпускать на компакт-дисках и кассетах. На сегодняшний день выпущено около 25 наименований кассет. Основное достижение - серия "Антология уральского рока", в которой выпущено уже 10 пластинок. 8 пластинок уже вышло, сейчас выходят еще две, "Второй Фронт" АГАТЫ КРИСТИ и "Подъем" НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА - это 1987-й год, концерт. Мне, наконец, удалось уломать "Rise Лис'c", а с ними просто вилы договариваться, таких денег хотят чумовых! С ЧАЙФАМИ мы никак не можем договориться, они просят 40.000 баксов, у нас их пока нет... Масса других интересных групп, которые действительно составляют историю Екатеринбургского рок-клуба - КАБИНЕТ, ТРЕК, УРФИН ДЖЮС, НАСТЯ и АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ - они чуть позже выйдут.

- Каким образом это все распространяется?

АП: Через сеть магазинов… У меня самого денег выпускать пластинки нет, в общем-то, это своеобразный альянс с корпорацией "Компакт-Диск". То есть я вкладываюсь в производство макетов, оформление, в матрицы, а они занимаются полиграфией и заводом. Дистрибьюция их, у них есть возможность распространять пластинки в Москве и Свердловске, в магазинах сети "Глория". Продаются эти пластинки очень плохо, их найти невозможно, на эту тему я уже устал с ними ругаться, поэтому можно сказать, что пластинки фактически не продаются, о них толком никто не знает. А рекламу я пока целенаправленно не делал по одной простой причине: мне хотелось поиметь в этой серии две паровозные пластинки двух суперпопулярных групп. Когда эти пластинки появятся - НАУТИЛУС и АГАТА КРИСТИ, - тогда и будет смысл задавать рекламу всей серии.

- А нет ли смысла рассылать пластинки по средствам массовой информации?

АП: Это ничего не дает. Отзывы есть, их очень много, но, с точки зрения бизнеса, это потерянные деньги. Дело в том, что тиражи настолько маленькие, что делать рекламу для них бессмысленно. Они все равно разойдутся.

- Насколько маленькие тиражи?

АП: 1000 экземпляров. Больше тысячи мы не делаем. АГАТА выйдет двумя тысячами. "Второй Фронт", помимо нашей серии, выйдет еще в своем оформлении на "Rise Лис'c".

- Хотелось бы узнать о творческом наследии УРФИН ДЖЮСА.

АП: УРФИН ДЖЮС - это величайшая группа, которая имеет в своем арсенале три альбома, второй из них классический, золотой, он называется "15". Альбомы были в чудовищном виде выпущены фирмой "Симаз", которая стала уже четвертым обладателем эксклюзивных прав на выпуск этих пластинок. Первоначально договор был заключен с "ТАУ-Продуктом": Андреем Богдановым и Александром Данилкиным. Они просто, грубо говоря, меня обманули: я подписал с ними бумаги в расчете на то, что эти пластинки выйдут быстро и своевременно. Они их не выпустили, перепродали права за кипу денег сначала "Триарию", потом "Триарий" перепродал еще кому-то, а эта фирма перепродала эти пластинки, наконец, "Симазу". Все наварились на этом деле, а я остался даже без авторских пластинок. Наконец, "Симаз" выпустил тиражом по 3000 экз. каждый альбом, причем в чудовищном варианте. Мне было обещано, что будет сделан как следует московский ремастеринг, а он не было сделан. Более того, в альбоме, например, "Жизнь В Стиле Хэви-Метал" просто отсутствует вступление к одной вещи, "Музей Мадам Тюссо". Альбом "15" оказался в моно-варианте, хотя он на самом деле был записан в стерео... И сейчас, буквально месяц тому назад я вернул себе все права на УРФИН ДЖЮС, буду выпускать все три альбома, заново буду делать ремастеринг, они выйдут так, как они должны были звучать.

- Можно пройтись по хронологии УРФИН ДЖЮСА?

АП: Я начал заниматься рок-музыкой в 1973 году, просто ненавидя ее. Дело в том, что я классический по образованию музыкант, в 1972 году уже был лауреатом конкурса пианистов, и эту рок-музыку на таком далеком месте крутил и вертел! Но, так как я учился в простой школе, и у меня были друзья... Потом они меня долго уговаривали играть вместе с ними, потому что на гитарах они играли гораздо слабее, чем я играл на фортепьяно, как понимаете. И потом начался длинный путь каждодневных репетиций, помногу, по 6-10 часов, это началось все еще в школе. Потом все решили поступить в Физтех, потому что там предоставили аппарат. Кроме меня никто не поступил, потому что все оказались балбесами. А я поступил в Физтех и даже закончил его через 6 лет, все эти 6 лет мы играли, у нас была прекрасная база, прекрасные инструменты, мы репетировали, выступали с концертами... После Физтеха я закончил училище по классу эстрадного фортепьяно, - причем джаз я тоже неплохо знаю, я его играл, - потом я закончил консерваторию по классу композиции, и сравнивал какие-то музыкальные традиции, связанные с рок-н-роллом, буги-вуги… то есть это одна линия, а параллельно шла мощнейшая линия классической музыки. Все это называлось Музыкальная Студия СОНАНС. Мы играли очень заумную музыку, Прокофьева… ну, мои эти извилины, они не давали ж покоя!
В 1976 году мы стали лауреатами фестиваля в Риге, в 1977-м тоже в Риге, в 1978-м лауреатами фестиваля в Черноголовке, - нас пригласил Артем Троицкий. Москва, конечно, вся озверела. У Макаревича просто крыша съехала, когда он нас услышал. Он-то пел "Солнечный Остров", а мы в это время - Шостаковича, Бетховена... А у нас еще бочка была во-от такая, в два раза больше, чем у них. Кавагоэ говорил: "Где вы такую бочку взяли? Это не бочка, это волнорез!" Она была очень большая, размеры ее трудно себе представить, она не входила в купе! Мы ее возили в тамбуре, поили проводников, закатывали… Это вообще была чума! И главное, зачем ее сделали, я понять не могу…
А дальше, уже 1979 год - это сворачивание в сторону, потому что народ вообще озверел от нашей музыки, ее никак не воспринимали, и мы решили просто всем дать просраться. И мы решили заиграть рок-н-ролл. И первый альбом рок-н-ролльный, который был записан в городе Е-бурге, был альбомом Музыкальной Студии СОНАНС под названием "Шагреневая Кожа", он насчитывал 5 композиций. Потом 2 песни оттуда перекочевали в ТРЕК, - самую великую группу Е-бурга... А я начал играть в группе УРФИН ДЖЮС, из СОНАНСА туда перешел еще барабанщик Иван Савицкий, позже его заменил Саша Плясунов, появился Юра Богатиков, и первый альбом, "Путешествие" писался на телевидении. В это время появился Илья Кормильцев, уму-разуму которого, естественно, научил я. Ума своего у него в голове не хватало, он занимался всем, был полиглотом невероятным, он знает просто кучу языков, вообще потрясающий человек, очень такой разносторонний, но взять его за шкирку и сосредоточить мне как-то удалось. А потом, я считаю, Илья сделал мощнейший шаг с НАУТИЛУСОМ, потому что его тексты для НАУТИЛУСА превосходят те, что он писал для УРФИН ДЖЮСА, и в его текстах рок-н-ролла больше, чем в Славиной музыке.

- Я все-таки хочу от УРФИН ДЖЮСА пройти через КАБИНЕТ…

АП: КАБИНЕТ - это группа, которая была организована Игорем Скрипкарем спустя 6 лет после того, как мы расстались. Мы расстались в 1980 году, а в 1986-м он предложил мне поучаствовать в КАБИНЕТЕ. Это была супергруппа, на барабанах играл Андрей Котов, который сейчас в АГАТЕ КРИСТИ, на гитаре - Игорь Скрипкарь, которые играл в ТРЕКЕ и СОНАНСЕ, на гитаре - Михаил Перов из группы ТРЕК, а я - на клавишах. То есть это был звездный состав. И на фестивале в 1987 году группа КАБИНЕТ заняла первое место. На этом фестивале играл НАУТИЛУС, но он выглядел слабее. КАБИНЕТ - это была машина, мы играли так, как не играл тогда никто, и мы играли такую музыку… Да, она была немножко скучноватой, НАУТИЛУС был интереснее, но что касается самой музыки, ее подачи, - вот это было уже серьезно. Пластинка тоже вышла в "Антологии уральского рока", ее можно услышать в доказательство моих слов. Она, во-первых, записана уникально, а во-вторых, я говорю, она может быть скучновата, но по сделанности - блестящая работа. И здесь вклад не одного меня, - прежде всего, это Игорь Скрипкарь и Полковник Гноевых, который прежде работал с ТРЕКОМ, а сейчас с НАУТИЛУСОМ. Город просто упал, когда услышал такое качество записи, потому что в 1986 году записать на два бытовых магнитофона такой альбом… это прецедент. Такого не было. В стране.
Город Е-бург всегда отличался тем, что качество музыкальной игры, профессионализма во владении инструментами было очень высоко. В одном из первых городов там появилось эстрадное отделение, где людей обучали уже конкретно каким-то навыкам рок-н-ролла и буги-вуги. Там действительно работали люди профессиональные, которые умели и знали, и великолепно это преподавали. Эта была целая школа, но, к сожалению, у музыкантов в то время не было никакой возможности работать на эстраде, это запрещалось. Они работали по маленьким клубикам, играли вещи Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, THE BEATLES и все на свете… Вот из этих маленьких клубов, в которых, в основном, группировались кабацкие музыканты, и началось рок-н-ролльное движение в Е-бурге. К началу 70-х годов в Е-бурге уже создалась мощная аура, которая послужила фундаментом всей культурной оболочки. Е-бург - очень студенческий город: очень много ВУЗов, мощнейший университет, Уральский политехнический, Архитектурный… где были очень мощные клубы, где сидели продвинутые директора, они просто запускали молодых ребят, которые сидели и играли, причем не совдеповские вещи, а только фирму. Тогда было просто зазорно и позорно сыграть какую-нибудь совковую песню, за это убивали сразу! Устраивали темную, потому что это не прощалось. Это происходило на уровне ауры, создавалась определенная ментальность. Поэтому в начале 70-х в городе стали плодиться группы… и, в отличие от Питера и Москвы, наши группы играли просто профессионально! Была такая группа ПИЛИГРИМЫ, которая играла только произведения DEEP PURPLE и BLACK SABBATH, больше ничего. Играла один в один. Я сам учился в УПИ, и я был на концертах, где на рубильнике висел ректор института, за ним висели всякие профкомы, месткомы… ПИЛИГРИМЫ сыграли "National Acrobat" с альбома "Sabbath Bloody Sabbath" и вторую вещь, "Child In Time" - ребята, зал просто встал! Их приветствовали стоя, потому что, когда они сыграли, все поняли, что наши люди играют не хуже!

- На каких инструментах играли DEEP PURPLE, и на каких Свердловск…

АП: Кулибины у нас всегда были! Сережа Людин из группы ПИЛИГРИМЫ играл на гитаре, где сзади висела консервная банка, из которой исходило 158 проводков, потому что каждая струна его гитары подзвучивалась отдельным звукоснимателем, у него стояли во-от такие приблуды… гитара у него звучала лучше, чем у Блэкмора! Она у него просто пела, он брал ноту, и она у него стояла сколько угодно. У Блэкмора такой не было приставки! Блэкмор просто отдыхал в это время. В это время Саша Новиков выпускает "Маршаллы" на полном ходу, на которых в то время играли все, и они звучали не хуже фирменных. У нас это была история достаточно серьезная.

- Какую лепту внес Александр Новиков в свердловскую рок-музыку?

АП: Во-первых, снабдил Екатеринбург нормальными фирменными аппаратами. Его аппараты клепали эти Кулибины, паяли усилители, а Саша привозил фирменные динамики, в них вставляли начинку, и получался фирменный аппарат, который работал, я клянусь, не хуже настоящего. И он снабдил весь город, весь город работал на нормальной технике. Более того, группу УРФИН ДЖЮС, которая вынуждена была уехать из города и репетировать в Верхней Пышме, Саша Новиков просто обул и одел, поставив нам фирменный звуковой аппарат, за что я ему глубоко благодарен. Мы единственные в Е-бурге играли на таком аппарате, пели в фирменные микрофоны, играли в фирменные барабаны. У меня единственного в городе был "Хонер Клавинет", эта клавишная машина по тем временам стоила безумных денег, - я был лучшим, играя на этом инструменте. И это все сделал Саня, так что честь ему и хвала. Он внес огромную лепту. Я не касаюсь его творчества, это отдельный вопрос, но всё, что касается его помощи рокерам…

- Что ты сейчас делаешь как музыкант?

АП: В прошлом году я стал номинантом "Ники" за киномузыку к фильму "Мусульманин", в этом году стал номинантом "Золотой маски" - это национальный приз театральной музыки, в 1993 году вместе с Сережей Курехиным я был обладателем "Зеленого яблока", он получил Большое, я - Малое за музыку к фильму "Ты у меня одна" Дмитрия Астрахана. "Мусульманин" - это фильм Владимира Хотиненко. И сейчас я пишу музыку к сериалу по заказу ОРТ, Константина Эрнста, сериал снял Дмитрий Астрахан.

- Киномузыка - это творческая потребность?

А. Пантыкин. Фото Татьяны Хрипкиной

АП: Дело в том, что я считаю себя профессиональным композитором, я для этого заканчивал, извиняюсь, музыкальное училище, потом Консерваторию по классу композиции - с тем, чтобы быть этим профессиональным композитором. Я им стал, и я работаю как профессиональный композитор. Мне заказывают музыку… Любую музыку, я могу написать любую музыку. Недавно мне заказали написать струнный квартет, я его написал - на презентацию какой-то фирмы. Называется он "Похищение Европы". Я получил массу удовольствия, да еще деньги. Потом я это записал в своей студии, опять же, мне за это заплатили… Недавно я закончил запись сонаты для скрипки соло, один виртуоз екатеринбургский, - вон, лежит с головной болью, Алексей Софронов, вокалист группы… Мы сейчас выпускаем, я считаю, очень интересный проект, "Песни Старых Железнодорожников", - это музыка, которая была популярна 17 лет тому назад, они ее играли 17 лет тому назад в железнодорожном институте на танцах. Группа раньше называлась ТАЛИСМАН, но сейчас группы нет. А проект называется ЖЕСТКИЙ НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Песни Старых Железнодорожников". Эта пластинка сейчас выходит, там очень веселые песни, и я лично работал над этим проектом с удовольствием, потому что там есть и МАШИНА ВРЕМЕНИ, и SMOKIE, и Джефф Линн, - все, что было в начале 80-х, когда мы эту музыку слушали, любили, играли, и это очень хорошо передает то время. Да, и выходит моя музыка к трем фильмам Хотиненко - "Мусульманин", "Патриотическая комедия" и "Макаров".

- Ты постоянно с ним работаешь?

АП: К последним трем фильмам писал музыку я. То есть пока он меня приглашает, я пишу. Перестанет приглашать, - я перестану писать. Дело в том, что у режиссера задача достаточно сложная. У него ведь задача не с кем-то в тандеме работать, а сделать хороший фильм с хорошей музыкой. Если для этого потребуется пригласить индейцев из племени мумба-юмба, значит, это нужно для фильма. Другое дело, что у меня опыт-то колоссальный работы над фильмами, я могу эту музыку сделать так, что она в фильме встанет там, где надо, она будет звучать с определенного кадра… Ее ведь еще и записать надо! А у меня есть собственная студия, на которой я могу экспериментировать, искать. Это студия европейского класса, на хард-диск-рекордерах, вполне приличного уровня, который устраивает даже ОРТ.

- Нет потребности играть живые концерты ни в каком виде?

АП: Играть живые концерты потребность есть всегда. Человек, единожды вышедший на сцену, никогда этих ощущений забыть не сможет, это потрясение настолько мощное и сильное, что я не думаю, что кто-то сможет его выжечь… Именно поэтому так много "последних концертов" НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА. По-моему, уже три раза они сходили со сцены, и уже три раза играют последние туры. Почему до сих пор играют многие группы, которые являются, по сути дела, покойничками? Слушать которых уже тяжело, они просто уже надоели... Кстати, в том числе и ЧАЙФ. Группа ЧАЙФ - это хорошая команда, она заняла свои нишу, они зарабатывают свои деньги. Это бизнес. А что они еще могут делать?
А я ушел со сцены, потому что мне смешно было. Все равно группа УРФИН ДЖЮС была величайшей сценической группой, лучше группы УРФИН ДЖЮС в Екатеринбурге не играл никто. Я говорю это не потому, что хвалюсь, а потому что этому есть конкретные свидетельства очевидцев. Мы играли втроем - я, Белкин и Назимов, - это был очень мощный состав, который действительно умел работать на сцене, мы работали, как не работал никто, потому что НАУТИЛУС - покойники по сравнению с тем, что давал УРФИН ДЖЮС. УРФИН ДЖЮС по энергетике можно сравнить - из современных команд... не по музыке, а по энергетике, по подаче - с MOTLEY CRUE. Вот они втроем работают. Примерно так же работал УРФИН ДЖЮС. Причем с полной отдачей; у нас было очень немного концертов, но мы это делали.
Но все равно тот уровень, на котором мы работали, был для меня смешон, я понимал, что это несерьезно. Продолжать этот бестолковый… Вообще я считаю, что с начала 80-х годов, с образования рок-клубов... Я был на всех рок-фестивалях в Ленинграде, я был даже на Рок-лабораториях в Москве, хотя туда не хотел, - я вообще Москву терпеть не могу, это ужас какой-то, а не город. Там все загибается, вся культура там гибнет. Я знаю, что такое рок-клуб, он у нас появился в 1986 году, когда он уже был не нужен! Это был уже архаизм, Коля Грахов просто человек очень обстоятельный, который каждое дело доводит до конца, и он довел эту идею. Он рубился за открытие клуба в течение 3-4-х лет, все-таки его открыл, а когда открыл, - оказалось, он уже не нужен. И в 1989 году у нас был уже не фестиваль, а цирк. Уже НАУТИЛУС был суперпопулярной группой, АГАТА КРИСТИ уже съездила во Францию… Рок-клуб был не нужен! Уже вошли в силу механизмы шоу-бизнеса, когда у групп появились продюсеры, директора, спонсоры типа Кадушина у АГАТЫ КРИСТИ, которые просто начали вкладывать огромные деньги! Последний фестиваль, 5-летие рок-клуба, это уже было - старички собрались помянуть былое, залечить раны, потусоваться, попить пивка, это уже к музыке не имело никакого отношения. Самое творческое и интересное, что происходило в Екатеринбурге, происходило с 1984 по 1986-87 год. Дальше пошла резкая дорога вниз, дальше не происходило в творческом отношении ничего нового-интересного. Так самое-то главное, что на этом запале до сих пор живут три из лучших в кавычках групп страны - НАУТИЛУС, ЧАЙФ и АГАТА КРИСТИ. И ранние альбомы АГАТЫ КРИСТИ мне значительней интереснее, чем то, что они делают сейчас. В музыкальном отношении. Потому что последний их альбом слушать уже просто невозможно.

- И предпоследний тоже, и пред-пред…

П: На "Опиуме" есть хотя бы одна вещь, которую слушать возможно, "Опиум" - классная штука. "Позорная Звезда" - это лучший альбом АГАТЫ, великолепный альбом. Это работа! Ее слушать можно, она интересная, она мелодичная, там тексты хорошие. Да, это не рок-музыка, это попс. Я его действительно считаю самым лучшим, самым интересным, классическим. Я не считаю его рок-альбомом, но это альбом, который был сделан великолепно с точки зрения звука, материала, записи. Классическая работа. Хотя мне лично больше нравятся ранние их альбомы - именно в музыкальном отношении. Музыки в ранних альбомах было больше. АГАТА - первая группа в стране, которая могла выйти на уровень мировых команд со своим собственным лицом. В "Коварстве И Любви" они нашли эту интересную связку рок-н-ролла и оперетты, и она работала классно, потому что "Вива, Кальман!" - это блестящая штука. Это было здорово сделано, и вот этого на Западе я не слышал. Их просто наша местная система - деньги-бабки - затащила в тину и утопила. И вот в этом весь ужас. А они могли стать первой командой, которая могла выйти на мировой рынок со своим лицом!

- Да они на THE CURE похожи!

АП: Ну да, Глеб любил всегда THE CURE, но… вот они нашли: единственное, на что они всегда походили, так на - элементы у них были - MADNESS, BAD MANNERS и на это… как же эта команда называется? Там два чувака, один усатый, другой пидарас… а, SPARKS! Но они нашли свое, они более откровенно использовали элементы оперетты. Главное, что и Вадик так себя вел, петух такой… А сейчас все эти веяния…
Ну, я вообще отношусь к нашей рок-музыке, извините, очень специфическим образом. Я ее всерьез, к сожалению, не воспринимаю, хотя я сам положил туда массу кирпичей. Я не считаю, что это явление в масштабах страны. У нас есть гораздо большие культурные явления, которыми мы можем гордиться. Я слушаю на 80-90% западную рок-музыку, и на остальные - нашу.

- По обязанности?

АП: В общем, да. Через меня проходит кипа пленок, у меня сейф забит демо-записями, ко мне идут люди… и, самое главное, я им рассказываю, почему у них не получается. И они мне верят и идут работать. В частности, фестиваль в Нижнем Тагиле, "Живой Звук", он проходит уже несколько лет, и я очень много общался с музыкантами.

- Сан Саныч - наставник молодых?

АП: Если говорить серьезно, то меня не зря приглашают в основном председателем жюри, потому что у меня получается как-то разговаривать с музыкантами, а разговаривать с музыкантами очень тяжело. Они, как правило, никому не верят, и видали очень далеко все эти оргкомитеты… им до этого как до Луны. А я просто очень хорошо знаю эту музыкальную фактуру, технологию, я им могу подсказать. Все мои разговоры с музыкантами происходят на очень конкретном уровне. Вступление, потом первый куплет… Почему в первом куплете гитара начинает сразу подыгрывать? - вот первый вопрос. Когда он начинает отвечать, всё - я его хватаю, начинаю тащить-тащить, и он под конец говорит: "Всё, я понял, надо это убрать". Уже есть движение вперед. То есть, понимаете, в данном случае я воспринимаю себя как учителя, я могу сказать музыканту, что у него в конкретной песне плохо, что не так сделано. Причем я привожу ему конкретные примеры, где то же самое сделано иначе, лучше. И он со мной соглашается, берет это на вооружение и реализует в своих вещах.

- Не получается ли однообразия?

АП: А я каждой группе делаю замечания совершенно индивидуальные.

- Тем не менее, Сан Саныч, ты какая-то конечная личность, и не довлеет ли вкус Сан Саныча Пантыкина в конечном итоге в твоих замечаниях?

АП: Ты понимаешь, после того, как я в 1973 году познакомился с рок-музыкой, я даже не могу сказать, что именно из всего разнообразия рок-музыки мне нравится, потому что у меня вкусы настолько разнообразны и широки, что, как правило, получается так, что все люди, которые либо кому-то подражают, либо копируют, либо просто пытаются под кого-то... Ну, а я знаю эти образцы, и мне они тоже нравятся, я знаю конкретные вещи, исполнителей… И у нас разговор происходит именно конкретный.

- А можно все-таки эти вкусы обозначить?

AП: Вполне. Самая моя любимая группа - LED ZEPPELIN, это группа, которая подвинула настолько мое сознание! Я считаю, что сильнее этой группы не было вообще, что не THE BEATLES группа №1, а LED ZEPPELIN. Я считаю, что эта группа не была превзойдена никем, и не будет превзойдена, даже сами эти музыканты уже никогда так не сделают. Потому что, во-первых, там так сошлись звезды, во-вторых, сошлись люди определенные и, в третьих, то, что я называю настоящим рок-н-роллом, что в моем понимании это слово содержит, - это там есть. Это великая музыка, которую понять очень трудно. Ее можно ощутить, но даже объяснить невозможно. Потому что там многие вещи сделаны… это тайна. Вы знаете случай, когда записывался третий альбом LED ZEPPELIN, и звукорежиссер попросил переписать вещь "Since I've Been Loving You", а Пейдж сказал: "Мы второй раз так не сыграем". А вот на "No Quarter" лучше б они ее не играли, вот этого уже нельзя, не надо ее больше было играть… "Кашмир" - да, это вселенская вещь.

- А сольники Планта?

АП: Сольники Планта я люблю. THE BEATLES для меня попса. Я их очень люблю - величайшие мелодии, красивые, гармонии - блеск, но эта группа никогда не будет для меня первой.

- А PINK FLOYD?

АП: С PINK FLOYD сложнее, я не считаю их даже рок-музыкой. Они используют элементы рок-музыки, и то, что их даже вынесло на "The Wall" - громадину-двойник - уже говорит о том, что они мыслят не песней, у них мышление шире. У них каждая песня - глобальная композиция. У них мышление не вмещается в рамки того, что мы называем рок-н-роллом, оно шире. Да, они используют барабаны, бас-гитару, но это не рок-музыка в чистом виде. Я к ним отношусь как к великим музыкантам, которые играют в неком собственном, ими придуманном музыкальном стиле. Там есть элементы рок-н-ролла, фолка, даже джаз-рока - та же самая "Money". Хитрая такая смесь... Первая запись, которая меня подвинула и заставила рассмотреть рок-музыку серьезно, - "Картинки С Выставки" ELP. Так как я это произведение знал великолепно, и сам был прекрасным пианистом, я просто оценил, насколько это было здорово сделано. Вторая пластинка, которая меня сдвинула сразу, - "Dark Side Of The Moon" PINK FLOYD, я до сих пор считаю этот альбом классическим и в некотором плане непревзойденным. Это даже не рок-музыка, это трудно назвать роком, а просто явление музыкальное очень большого масштаба. Я очень люблю ранних PINK FLOYD, эти сумасшедшие абсолютно альбомы с Сидом Барретом. Многие не любят их, не слушают и не знают, а я знаю и слушаю с удовольствием. Зная современную музыку и очень любя, скажем, Пендерецкого, Шемановского, всю додекафонную систему... В современной музыке у меня столько интересных привязанностей! Вот квартеты Пендерецкого я вам просто рекомендую послушать. В плане звукоизвлечения многие вещи, которые использовались потом в рок-музыке, ранее уже использовались Стравинским. Послушайте "Огненного Ангела" Прокофьева - извините, риффовую систему, которую мы воспринимаем из буги-вуги, сделал в "Огненном Ангеле" Прокофьев в начале века. Я уж не говорю о всяких интересных вещах в фортепьянных концертах, симфониях, где тот же самый Шостакович использовал принцип бассо остинато, что является, по сути своей, гитарным риффом. Вы послушайте последние произведения Листа - это ж вообще авангард, современный авангард ХХ века, их так никто и не понял, так никто и не играет, потому что сыграть не может.

- А как ты относишься к арт-року?

АП: Арт-рок для меня более скучная музыка, чем открытый рок-н-ролл. YES я очень люблю, просто супер. GENESIS - более скучно. Когда Гэбриэл ушел, стал писать сольники, мне Гэбриэл стал больше нравиться. Хотя "Ягненок На Бродвее" - блестящая работа. KING CRIMSON - это атас! Однако что началось с KING CRIMSON после 1980 года? "Бит", "Дисциплина"" - потрясающий рывок, так это все нужно было сделать после всех тех альбомов, которые были записаны в 70-х годах!
Если мы будем говорить серьезно о рок-музыке как о феномене, который существует в мире, то, что касается нашей отечественной, национальной рок-музыки, - во-первых, никогда ничего на ровном месте не возникнет. Я помню первые впечатления от Цоя и Науменко, которые приезжали с акустической гитарой, играли в каком-то детском садике... Вся эта культура носила андеграундовый, подпольный характер. Говорить о какой-то популярности рок-музыки такой, что вся страна рыдает, плачет и бьется, как это случилось, допустим, с Элвисом Пресли, с THE BEATLES… люди сжигали себя! Такого в нашей стране, извините, не было.

- Вся страна рыдала над "Я Хочу Быть С Тобой"…

АП: Вся страна рыдала?!

- Пьяные пели это в троллейбусах!

АП: Да вы что? Так вот, скажу дальше. НАУТИЛУС, извините, появился в 1983 году, первый альбом НАУТИЛУСА, который назывался "Переезд", продюсировал лично я сам, вместе с Полковником, который его и записывал. На тот момент Слава Бутусов играл сплошной LED ZEPPELIN и в жизни ничего лучше не знал и не видел. Дальше пошло развитие, и к чему они приехало? Что представляет на данный момент группа НАУТИЛУС?

- Труп…

АП: Это сказал не я, это сказала девушка, которая сидит справа! Что представляет собой песня "Я Хочу Быть С Тобой"? Хорошая поп-песня с хорошей мелодией, отличными словами, это поп-шлягер. Какое отношение поп-шлягер имеет к рок-музыке? Мы о поп-музыке говорим или о рок-музыке?

- Так НАУТИЛУС-то всегда считался рок-группой...

АП: Это считали те, кто не понимал, где проходит граница между поп-музыкой и рок-музыкой. Потому что первое же пришествие НАУТИЛУСА в Москву… Кто на них упал, помните? Пугачиха, Стас Намин, те люди, которые сразу увидели, что можно состричь конкретные купоны. Слава - это очень хороший поп-исполнитель на сегодняшний день.

- Секс-символ.

АП: Да, его любят девушки, ходят на его концерты, все замечательно. У него периодически съезжает крыша, он ездит в Англию, записывает "Яблокитай"… Все отлично! Но причем тут национальная рок-музыка? Для меня достижения того же ВОСКРЕСЕНИЯ - это серьезнее, извините. Да, группа немного заунывная, печальная, - но она российская! Это русский рок-н-ролл! Когда я слушаю Майка Науменко, - да, он подражал, но в текстах, в мелодии у него были какие-то штуки… Что такое самые лучшие представители нашей рок-музыки? Это барды! Юра Шевчук исколесил всю страну, играя на акустической гитаре, БГ проехал полстраны, играя тоже акустические концерты, - когда он выходил с электричеством, его просто слушать было невозможно, потому что это была глухая самодеятельность. В нашем городе сейчас он уже зал собрать не может, в последние разы… Я очень люблю Борю, я с ним лично знаком, я его прекрасно уважаю… Что, МАШИНА ВРЕМЕНИ - это рок-музыка? Эй, новый поворот!? Это что? Вся наша национальная рок-музыка идет по стезе Высоцкого, когда человек берет гитару и что-то под нее эмоционально… Вот вся наша национальная рок-музыка! Я ни одной команды, которая играла бы на уровне европейских или мировых образцов, не знаю! Единственная попытка была - ПАРК ГОРЬКОГО, но они превратились в среднестатистическое где-то там, которое для нашей страны не представляет никакого интереса. Я лично считаю, что как бы мы ни пытались вознести это явление в нашей стране, нет такого явления - "национальная рок-музыка". Все, что мы имеем на сегодняшний день, это наносное, переведенное, трижды-пятирежды переигранное. Своего нет ничего!

- А КАЛИНОВ МОСТ?

АП: Там Джей Джей Кейл, Моррисона у него навалом было. Фолковые - только элементы! Нет ни одной группы, которая имела бы собственное лицо на уровне DEEP PURPLE, QUEEN, LED ZEPPELIN…

- Так рок-н-ролл - не русская музыка изначально!

АП: Так что ж ты меня спрашиваешь про русский рок-н-ролл?

Екатерина Борисова
Игорь Гиндис (Пермь)
Татьяна Хрипкина (Нижний Новгород)
Неизвестный
Кунгур, 1.06.1997

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz