Журнал "Колодец" > Номера

"НОЧНОЙ ДОЗОР"
реж. Тимур Бекмамбетов
Россия, 2004

"Ночной Дозор" усилиями средств массовой информации был внедрен в общественное сознание как самый ожидаемый блокбастер лета. Русский блокбастер. Число которых пока даже не перевалило за десять.

Если верить анонсам, "Дозор…" должен был быть чем-то уж совсем из ряда вон выходящим. Но нашим ответом ни Питеру Джексону, ни Квентину Тарантино фильм не стал. И люди, которые шли в кинотеатр, чтобы увидеть нечто подобное, видимо, должны в первую очередь винить недобросовестную рекламу. Однако и однозначным провалом фильм назвать нельзя. "Дозор" скорее успешен. Но успешен с большими оговорками.

Естественно, фанаты книжного "Дозора" будут весьма разочарованы, если не сказать - шокированы. Несмотря на то, что к написанию сценария приложил руку Сергей Лукьяненко, интрига в фильме вывернута на 180 градусов, а персонажи не то чтобы искажены до неузнаваемости, но все же "не те". Словно это не мир "Ночного Дозора", а его отражение. Параллельная вселенная, где тоже есть Иной Антон, только судьба у него сложилась иначе. Та же система координат, протянутая из другой точки отсчета. Здесь Антон приходит к бабке-колдунье, чтобы вернуть сбежавшую любимую, и… Тут-то и начинается многоходовая комбинация, которая окончательно проясняется только тогда, когда по экрану начинают бежать финальные титры (и рэп, кратко пересказывающий содержание, здесь весьма уместен). Очевидный минус ситуации в том, что эта самая комбинация абсолютно четко складывается только в голове человека, все три книги читавшего, и никак - в голове человека, их не читавшего. С последним создатели фильма обошлись весьма сурово, - до конца понять, что же, собственно, происходит на экране, ему не суждено. Кое-какие сюжетные линии провисают, местами откровенно хромает логика (либо она настолько специфично работает, - как, например, в сцене боя с двумя вампирами, - что требует дополнительных комментариев). "Дозор…" делали из телесериала, и это видно - некоторые смыслообразующие куски пошли под нож. Очень неудачно проработан, скажем, вход в Сумрак. Само это слово произносится только в середине фильма, а первый переход главного героя в Сумрак обставлен так, что неподготовленный зритель может подумать, что у парня началась "белочка". Грань между Сумраком и "нормальным" миром размыта, - воронка над домом Светланы видна только из Сумрака, но понятно это далеко не сразу. Почти полностью просажена работа с вероятностными линиями "вживую", неочевидна роль Завулона, совершенно непонятно, чем вообще, кроме проведения поп-концертов, занимается Дневной Дозор. Задвинутый на задний план Гесер превратился из великого мага и интригана, способного на алтарь дела Света принести и своих, и чужих, в кабинетного работника времен застоя (Ночной Дозор, кстати, располагается под вывеской конторы "Горсвет", что символично). Приобретая в обаянии, он теряет в мощи.

Но в фильме есть находки, которые лично мне сильно греют душу. Очень грамотно действует в мире Дозоров магия. Не два притопа, три прихлопа, и все враги в гробу, а в тебе и вокруг ну ровным счетом ничего не изменилось, - а магия-сила, когда даже великие могут надорваться. Гесер, обессилено лежащий на полу после того, как вытащил Антона с того света, Завулон без своего амулета, рвущий жилы, чтобы поднять лифт… Подчеркнутое действие "здесь и сейчас", отсутствие изысканных интерьеров и бросающейся в глаза дорогой техники. Отсутствие волшебной сказки из серии: я Иной, мне теперь все по колено. Ответственность - по возможностям. Ночной Дозор - работа, грязная и тяжелая. И нет в этой работе ни привилегий, ни орденов за заслуги, а вот ножницы в живот - это запросто. И то, что все философские прогоны остались за кадром, - тоже правильно. Потому что когда тошнит от выпитой крови, не до философии.

Довольно-таки много приятных мелочей. Спецэффекты сделаны по западным меркам просто за копейки, - но ни одного провального. Отлично поставленная битва Темных и Светлых (подумалось: может быть, наши все-таки смогут потянуть историческое фэнтези?). Здоровый черный юмор, ни разу не пошлый. Весьма удачный эпизод с Игнатом. Куценко в комедийной роли - это хорошо. Запоминающиеся цитаты. "Хочешь быть человеком, так и веди себя по-человечески". "Договор - это когда всем все можно, только по очереди". Грамотная работа с деталями и приличный кастинг…

Если говорить о чисто техническом воплощении, то налицо все признаки попытки "игры по правилам". Mного заимствований по видеоряду - "Властелин Колец", Матрицы, "Бойцовский клуб", чуть ли не "Горец". Съемки в клиповой манере, фиксация на деталях, product placement (иногда весьма удачный, особенно в сцене боя на крыше). А главное - специфическая атмосфера, которая, собственно, и цементирует все здание.

Если мерить фильм западными стандартами - это хорошо сбитое B-movie, и таким фильмам как "Блэйд" или "Другой мир" "Дозор" дает сто очков вперед. Но авторского кино, увы, не получилось. В итоге "Ночной Дозор" стал первым за всю историю постсоветской России фантастическим фильмом, за который не стыдно. И пусть другие сделают лучше.

Людмила Ребрина

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz