Журнал "Колодец" > Номера

"ОТСТУПНИКИ"
Реж. Мартин Скорсезе
США, 2006

Этот фильм как-то принято на автомате сравнивать с исходником - гонконгской "Двойной рокировкой". Всем уже давно кажется, что Голливуд себя полностью дискредитировал, все глядят с надеждой на Восток в поисках новых идей и новых лиц, а то, что идеи и лица вполне себе старые, уже давно никого не смущает. И поэтому "Рокировку" принято хвалить, а "Отступников", соответственно, ругать.

Но если "Рокировка" - едкая, циничная и драйвовая - действительно чудо как хороша, то "Отступники" сделаны настолько иначе, что в этом случае сравнивать римейк и оригинал даже не странно - абсолютно бесполезно. Да, это все тот же рассказ о том, как два засланных казачка - один бандит, другой полицейский - сами себя ловили, но с полностью трансформированными характерами и мотивациями персонажей. И надо сказать, что при почти целиком сохраненной внешней событийной канве акценты смещены ровно настолько, чтобы изменения не казались надуманными. Но и это не главное. Главное - мастерски вывернутая наизнанку атмосфера.

"Рокировка", при всех своих достоинствах, явно поблескивает лакированными боками. А уж харизмы что у Тони Люна, что у Энди Лау не занимать. С "Отступников" же, презрительно сморщив носик, уходили томные девушки, пришедшие любоваться на обещанных афишей красавчиков, коих в фильме нет, вообще-то, ни одного.

А еще здесь нет ни одного абсолютно положительного персонажа, и оба главных героя вызывают попеременно жалость и омерзение. Здесь некогда жалеть, некогда рефлексировать и уж тем более - глядеть на звезды. Здесь нет крупных ставок на миллиарды, а каждый гребет в свою сторону на мелководье, и, по большому счету, даже ФБР приходится считаться с местными правилами, потому что в этой вонючей дыре все друг другу родичи и все у всех на виду. Здесь бьют морду, чем под руки попадется, и убивают, не оглядываясь. И нет никакой, даже самой завалящей романтики. Только боль и no future. Потому что место твое в жизни определено еще до того, как ты родился. И есть места, на которые ты можешь смотреть только из окна, - не более.

И очень жаль, что название картины так и не рискнули перевести, как положено - "Покойники". Ибо все правильно, это как раз про них.

Несмотря на то, что в "Отступниках" нет ни одной проходной актерской работы, а Майкл Уолберг вообще сыграл так, что только удивляться приходится, отдельно хочется говорить только о двоих - Джеке Николсоне и Леонардо Ди Каприо.

Понятно, что оставить в неприкосновенности светлый образ главного мафиози из оригинального фильма (обаятельный и по-отечески заботливый на внешнем уровне жесткий толстячок себе на уме) сценарист Уильям Монаган не мог, но и воплощения мирового зла, к чести своей, рисовать тоже не стал. Фрэнк Кастелло - человек, так до конца и не разучившийся делать все своими руками, стареющий адреналиновый наркоман на изломе способностей и возможностей, давно вошедший в штопор и стремительно теряющий вкус к жизни, - завораживает. Николсон безупречен в каждом взгляде и жесте. Да, его с трудом уговорили сниматься, смогли убедить в том, что он не будет играть просто очередного тупого ублюдка с ножиком в кармане, и это ровно половина успеха.

Вторая половина - это, как это ни удивительно, Леонардо Ди Каприо, которого Скорсезе снимает в своих фильмах давно и с неочевидным успехом. Трудно сказать, чем обусловлен такой выбор, и дело далеко не в том, что, мол, за Лео неотвратимо маячит тень "Титаника", а Скорсезе пытается ее убрать, - это довольно-таки странное предположение, хоть и часто встречающееся. Сейчас ясно видно одно - Ди Каприо совершенно неожиданно сыграл свою лучшую роль за последние несколько лет. И если, например, в "Бандах Нью-Йорка" он вчистую проигрывает Дэй-Льису (на котором, собственно, и держится весь фильм), то в "Отступниках", в роли полицейского под прикрытием - с отъезжающей крышей, не слезающего со стимуляторов, усталого и разуверившегося во всем, - он выглядит почти так же, как в лучших своих старых работах - "Полном затмении" и "Дневниках баскетболиста". Потому что делает то, что у него получается лучше всего, - играет человека в пограничном состоянии, ходящего по краю, на грани безумия или смерти. И это дает тот нерв, без которого фильм превратился бы в еще одну крепко сбитую полицейскую историю, каких снимают по несколько пачек в год, и даже такие люди как Майкл Манн.

Скорсезе же сделал из простого сюжета про полицейских и бандитов жестокую историю о том, чего стоят простые попытки обрести свободу, какими они могут быть и к чему приводят. Историю, которая заканчивается абсолютно правильно. И в которой можно видеть просто очередной детектив, а также доказательства творческой несостоятельности режиссера, которому отказали в праве стареть и делать кино без оглядки на местную киноакадемию и другие не менее поразительные вещи. Только видеть тут это совершенно не стоит.

Людмила Ребрина

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz