Журнал "Колодец" > Круги на воде
12 ЖИЗНЕЙ ДЭВИДА БОУИ Не хочется начинать с банальностей. Да, родился 8 января 1947 года, - но всегда был человеком без возраста. Да, сменил фамилию, чтоб не спутали с тем парнем из THE MONKEES, - но кто вспомнит сейчас о THE MONKEES? Разноцветные глаза, две с половиной жены, бисексуальность, эпатаж... фрагменты, эпизоды, детали, калейдоскоп причудливых картинок, дробящихся и складывающихся снова в портрет, на котором - многоликий, но всегда узнаваемый - он. Музыкант, актер, художник, уже 30 лет меняющий стили, как перчатки. Сделавший жизнь сценой (не наоборот). Дэви Охотничий Нож. Боуи. Жизнь первая: Юный Гений Школа, ночной Лондон, клубы, балансирование между модом и хиппи. Все очень по-английски: кипение страстей под маской белокурого паиньки. Саксофон с 13-ти лет, эксперименты с сексом с 14-ти, драка с Джорджем Андервудом, стоившая Дэви глаза (паралич зрачка). Школа мимов Линдсея Кемпа, собственная труппа "Feathers", потом - "Beckenham Art Lab" (откуда безукоризненная сценическая пластика и показательная сцена бритья в фильме "Счастливого Рождества, м-р Лоуренс!"). Роман с актрисой Хермион Фартингейт, короткий и изматывающий. Разочарования. Старший (сводный) брат-психопат. Пока все очень обычно. Жизнь вторая: Майор Том "Земля - голубая, и что я могу с этим поделать?" Смеющиеся гномы и Марк Болан уже не актуальны ("Не пойму, что психоделичного в Винни Пухе и Толкиене? Глупости это все", - говорит он сейчас, крайне уважая, однако, Сида Баррета). Человек высаживается на Луне, Боуи (уже не Дэви Джонс) выходит в открытый космос. Где и остается ближайшие несколько лет. Впрочем, пока этого почти никто не замечает. Альбомы: "Space Oddity" (1969), "The Man Who Sold The World" (1971) "Hunky Dory" (1971) Жизнь третья: Зигги Звездная Пыль Андрогинный чужак с оранжевыми волосами, в вызывающих одеждах, апокрифический отец глэм-рока, дядюшка слезливого Роберта Смита и кукольного Боя Джорджа, дед Мэрилина Мэнсона. Мир обалдел в первый (далеко не в последний) раз. Изящно-нахальная звезда, расчетливо эпатирующая прессу, пишущая абсолютно непопсовые песни, почему-то взлетающие в топы. Зигги прожил чуть больше года и был похоронен своим создателем - равнодушно и публично - в конце тура 1973 года. Шок остался надолго. Альбом: "The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars" (1972) Жизнь четвертая: Аладдин Разумный С багровой молнией поперек лица, - звезда, более доступная критикам, нежели поклонникам. Интерес к Оруэллу и псевдоностальгия по б0-м. Может позволить себе альбом каверов. Промежуточный период; космический корабль медленно приземляется на постапокалиптическую почву, обитель Бриллиантовых Псов. Альбомы: "Aladdin Sane" (1973), "Pin-Ups" (1973), "Diamond Dogs" (1974)
Жизнь пятая: Тощий Бледный Герцог Да уж точно не толстый и румяный. Эпоха филадельфийского пластик-соула, театрализованных туров в духе Брехта, краткого альянса с затырканным женой Ленноном и написания Песен, Под Которые Можно Танцевать. Танцуют все, - кроме него. Альбомы: "David Live" (1974), "Young Americans" (1975), "Station To Station" (1976), "Changesonebowie" (1976) Жизнь шестая: Берлинский Затворник Забавно, как холодная западногерманская столица притягивает к себе великих наркоманов - Боуи, Игги Поп, позже - Ник Кейв... Впрочем, "у Берлина есть странная особенность - он заставляет делать только самое необходимое". Писать жалостливые песни на стыке электроники, джаза и авангарда (великий триптих - плод работы с Брайаном Ино), слезать с кокаина, продюсировать Игги. Но слишком просто объяснять заигрывания с ницшеанством и наци-атрибутикой только бытием близ Берлинской стены. А с Боуи просто не бывает. Альбомы: "Low" (1977), "Heroes" (1977), "Stage" (1978), "Lodger" (1979)
Жизнь седьмая: Пугливый Монстр Он же - "Человек-слон" (роль в Бродвейской постановке). Боуи - видеогерой, Боуи - Новый Романтик, Боуи - сочинитель Хороших Песен и работящий музыкант. Этого ли следует бояться?. Альбом: "Scary Monsters" (1980)
Жизнь восьмая: Стеклянный Паук Говорят, самый неудачный период. Однако оба турне - "Glass Spider" со школьным дружком Питером Фрэмптоном на гитаре и "Sound + Vision" с канадской балетной труппой - абсолютно роскошные. Альбомы: "Let's Dance" (1983), "Tonight" (1984), "Never Let Me Down" (1987)
Жизнь девятая: Рокер из Жестяной Машины Неожиданность: этот эгоцентрист-одиночка, абсолютный лидер не только среди собственных музыкантов вдруг взял и сколотил равноугольный рок-н-ролльный бэнд. Записал с ним два альбома, не попавших в хит-парады, сделал кавер PIXIES и перестал бриться. Последнего жеста вообще никто не понял. Альбомы: "Tin Machine" (1989), "Tin Machine-II" (1991) Жизнь десятая: Натан Адлер Черный галстук, белый шум. Частный детектив, путешественник по глубинам подсознания, посетитель клиники для душевнобольных художников, Минотавр во внутреннем лабиринте. Расчлененка как боди-арт. Второе пришествие Ино как выход из кризиса. Тур с NINE INCH NAILS. Первые эксперименты с виртуалией. Альбомы: "Black Tie White Noise" (1993), "Outside" (1995)
Жизнь одиннадцатая: Англичанин В Тибете "Earthling" - этим все сказано. Ах да, еще - Иман. Альбом: "Earthling" (1997) Жизнь двенадцатая: Дэвид Роберт Джонс ...в 52 года хорош, как всегда. Джинсы, синий свитер, ни капли грима. И какая куча талантливого молодняка (FOO FIGHTERS, SMASHING PUMPKINS, PLACEBO) вокруг! В Новой Зеландии на рубеже тысячелетий играть отказался, зато завел себе Bowienet, сотворил виртуальный альбом "Things" и продолжает вольготно плавать в киберпространстве. Альбом: "Hours..." (1999) Счастливых инкарнаций, мистер Боуи!
Екатерина Борисова |
|