Журнал "Колодец" > Круги на воде
ХИРУРГИЯ БОЛОТА В начале мая в городе Пензе прошел небольшой фестиваль под понятным только его организаторам названием "Пламя Парижа-2". Есть ли в этом событии повод для того, чтобы писать о нем три месяца спустя нечто большее, чем обычная "информашка"? Типа: присутствовали пензенские группы СОТВОРЕНИЕ, БАРАНЫ В АФРИКЕ, РТ-2, ОССАРИС, АДАМ СИТ, барды Милованов и Рассказов, а также приглашенная ЮГЕНДШТИЛЬ из Питера, неприглашенная, но приехавшая ОТЕЛЬ КАЛИФОРНИЯ из Казани и три иногородних журналиста? Что такое провинциальный фестиваль – при том, что даже столичные, наподобие великих "Индюков", в условиях стремительно тающей материальной, да и идейной базы превращаются ныне во что-то малосъедобное? Один знакомый металлист из глушайшей деревни объяснял мне, почему он стал именно металлистом – от недостатка информации: до провинции прежде всего доходят попса и металл: теперь – из киосков звукозаписи, раньше – из радиосолянок. Попса приходится на долю девочек, мальчикам остается то, что посолиднее – металл. Сначала все это слушается и усваивается. Потом кто-то начинает, по слухам у кого-то что-то разузнав, переписав со случайной кассеты, услышав по радио, вычитав в журнале, записывать другую музыку. Потом кто-то берет в руки гитару – не для того, чтобы запиливать или бренчать, а для того, чтоб играть. Когда таких ненормальных – нормальная провинция по-прежнему слушает попсу и металл – становится больше, появляются группы. Одна-другая-третья (групп, запиливающих или ласкающих девичий слух, на этот момент уже хватает). Потом из этой питательной среды вырастает некая одна группа, слух о которой каким-то образом докатывается до столиц. Ее приглашают, она ездит, иногда уезжает насовсем. Иногда возвращается домой, становясь для столиц лицом данного конкретного города (впрочем, даже столицы когда-то побывали "городом одной группы"). Прочие остаются питательной средой. Бывает, что лиц-групп становится несколько. Их приглашают, они ездят, иногда уезжают совсем, иногда возвращаются домой. Прочие остаются питательной средой. Появляется второе поколение, подражающее уже не заезжим, а местным светилам и легендам. Иногда такой город выбивается в столицы рока. Но это редкость. Провинция – физиологический раствор. Лучшие переваливаются через край родной чашки и удирают, ностальгически возвращаясь иногда на месяц-другой в родные края. Лучше быть живой собакой, чем мертвым львом. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но столичная жизнь вдруг оказывается жесткой и неуютной. Великая пензенская группа КЕНГУРУ потеряла двух участников, по разным причинам не вписавшихся в питерскую бесприютную эмиграцию. Вернувшись на время фестиваля домой, они показали, чем завершился процесс, начавшийся еще в Пензе. Два человека в черном, желтый свет прожекторов, пофиг неработающие мониторы, действо. Тексты – Козлов, акустическая гитара – Козлов, медитация – Козлов. "Закатилося солнце красное за дома пятиэтажные, за дома пятиэтажные закатилося солнце красное..." Мантры. Навороты – баян – Умнов, продолжительные навороты, утягивающие, кружащие, крутится-вертится мир голубой, только мир – черный. Мрачный наркотический минимализм. Если нырнуть в эту воронку, докопаться до общей темы, то это – секс в отсутствии любви. Секс не грязный, но бытовой, не возвышенный, но аналитически препарируемый. Результат тяжел и неуютен, болезненная невозможность полюбить, ни тепла, ни контакта, нелюбящая пара в пустой комнате – чем заняться, куда деваться от жизни? "Ты в себя, я в себя давай спрячемся. Ты мое, я твое перепутаем. Ты в меня, я в тебя давай спрячемся…" Заколдованный круг. Водоворот. Действо. Аналогов этой группе я не вижу. Провинция – в среднем на одну классную группу девять плохих. А на концерты приходят слушать все и всех, потому что кто-то кому-то обязательно друг, родственник или собутыльник, и тащатся на всех, – то ли по причине разнообразного родства, то ли потому, что ничего другого не слышали. А те играют плохо, потому что хорошо еще не научились, или не хотят учиться, или вообще к этому не способны. Плохо снимают чужое или плохо пытаются делать свое. Ну и аппаратуры, всяко, никакой. А публика радуется – "наши дают!" – и кто-то пьяный, гремя сумкой с пустыми бутылками, обязательно орет: "Саша/Коля/Вася, давай!", и группа, имеющая в составе Сашу, Колю и Васю, думает, что уже крутые, уже герои рок-н-ролла, и вроде больше ничего и не надо. Столичный снобизм в этом случае, может, и невежлив, но ничем другим его заменить невозможно. Плохие группы. Уже год мечтаю послушать еще одну пензенскую как бы легенду – группу ФУНЕРАЛЬНЫЕ ФЛОВЕРА. Что играют и как, понятия не имею, название больно завлекательное. Опять так и не услышала. Жалко. Швондер, он же Шурик Милованов – дитя провинции. Милый, поет под гитару катастрофически быстро садящимся голосом, и вроде искренне, и довольно складно, и донести что-то такое хочет, но похоже при этом на все сразу: и на Баша, и на Высоцкого, и на КАЛИНОВ МОСТ, и на Кинчева, такая каша офигительная, как из селедки с вареньем – по отдельности вкусно, а вместе... Ездил в Питер петь на стриту. Обломался, вернулся домой. Провинция: на углу местного Арбата – Московской – и какой-то другой улицы, возле фонтана, задрипанное и заблеванное летнее кафе. С краю горка совковых гитар, барабанов и усилков – аппарат. Акция "Рок против рока". Подходит пьяный жирный урлак, начинает наезжать – пойте блатняк, пойте Одессу. Вовка Еремин – самый чистый, самый светлый музыкант Пензы, от песен его просто плакать хочется, не бывает такого, не может быть так пронзительно-светло – Вовка Одессу не поет. Его сгоняют со сцены. Бьют, кажется. Выходит какой-то по виду "афганец", поет что-то из Розенбаума. Прогресс и плоды перестройки: приходит мент и защищает музыкантов от урлаков. Урлаки уходят. Вовка больше так и не поет. Группа ТРАКТ, все тог же угол у кафе. Вася Сибаев (из группы ОБМАНУТЫЙ МИКРОБ, богата Пенза на завернутые названия, есть еще и АКВАБИТЛ) – на ударных, некто Петрович – мальчик с очень хорошим лицом – на басу, ангельчик Воропаев (не тот) в пиджачке – вокал. И – ну, елки, вот на таком-то, оказывается, аппарате, на таких инструментах и такой слышимости и надо делать панк-рок! Вот он, родимый, во всей красе и звуковой грязи, во всей непосредственности дебильно-похабно-эпатажных текстов, батюшки, прелесть-то какая! SEX PISTOLS в полный рост. Ура! Есть панки не только в Сибири. И даже в пиджаках. Рассказов на фестивале – уже крутой, уже миф, уже пропивший половину голоса. Но тот, что остался, – надолго ли хватит? – взмывает под потолок, бьется о стены; и злость ужасная, и обида, что все не так с этим парнем, все наперекосяк... "И в произвольном пекле наших страстей танцы сердец не любят предела... Вера стоит пред испугом теней, которых в нас больше, чем силы и тела", и "о-о-о!" – этот особенный, вибрирующий, проклятый Сашкин голос – на волю, и вверх, вверх, в небеса. ЮГЕНДЫ Пензе, конечно, дали. Молодые совсем ребята, но сыгранные удивительно, и знают, чего хотят от себя и от своей музыки. Прав Михаил Шишков, – одна из самых многообещающих питерских групп. А Пенза, наслушавшись своих металлюг, к звуковому валу индастриала оказалась таки не готова, – ЮГЕНДШТИЛЬ смел всех, это не давление на психику, это просто драйв, – и люди выходили, пошатываясь и мотая головой: "Нет, после этого ничего уже слушать нельзя". Ну, так уровень, братцы, уровень... Разговоры в гостинице с Пашей Волковым, группа СОТВОРЕНИЕ, очень славный парень, приятные песни с явным христианским уклоном. Понимает, что клавишник и группе хорош, а гитарист совершенно беспомощен, но понять ничего не собирается: мне и так хорошо. Мы никуда не лезем и ни на что не претендуем. Дилемму – друзья, но плохие музыканты или хорошие музыканты, но не друзья – решает однозначно в пользу друзей. Типично ли это только для провинции? Не знаю. Человек достойный. Великолепный Дима Устинов, похожий лицом на древнего ацтека, ритм-энд-блюз в крови, шикарный голос, что ни песня – то хит, потенциал огромный, Боже ж мой, почему его никто дальше Пензы не знает? И как все в провинциальном болоте, страшно хочет съездить в Питер. Зачем? Что дает столица, кроме информационного поля и права умереть, простудив душу на гнилых и холодных ветрах жизни? Где проще утонуть – в болоте или в океане? Любой город – провинция, в столице потеряться даже легче. В Питере есть своя экологическая ниша, своя чашка с питательным раствором, свои нераскрученные, забытые, не ставшие звездами по стечению обстоятельств, по лени, по облому, по пьянству, по невозможности найти кого-то, кто бы тобой вовремя занялся. Был Боря Чистый, прозвище Боб Второй, группа НАБЕРЕЖНАЯ ЛИМПОПО, звезда квартирных сейшенов 1987-88 годов, красивый мальчик со злым лицом, по-КИНОшному хитовыми текстами и невероятной силы голосом, – где он теперь? Есть Илья Семкин, дивные стихи-тексты, много лет поет, никто его не знает. Есть Олег Кулаков по прозвищу Мурр из давно распавшейся рок-клубовской группы МАСТЕРСКАЯ, катастрофически невезучий, пишет редкие по красоте и профессионализму баллады и блюзы... Есть Алик Жерновский, группа ГРАФИКА; один непрофессионально, из репетиционных записей собранный магнитоальбом, никакой раскрутки, старое надоело, новое не пишется, звали на гастроли, да денег не нашлось, да и вообще, кому это нужно… Кому вообще все это нужно? В Москве тоже с десяток провинций, в стране множество городов, каждый знает свой, каждый знает людей, которых везде много, – Таганрог, Воскресенск, Конаково, Хмельницкий... Великие Луки, Уфа, Вятка, Ташкент... Ростов, Львов, Харьков, Киев... Москва, Питер, Питер, Москва. Провинция. Питательный раствор. Эх, да что там... Екатерина Борисова
|
|