Журнал "Колодец" > Круги на воде
МАРИАНН ФЕЙТФУЛЛ У нее были все шансы навсегда стать заложницей собственного прошлого, превратиться в живой музейный экспонат, рассказывать исключительно дней минувших анекдоты и выпускать бесконечные автобиографии. Она обратила прошлое в свое оружие, память в личное достояние, а падение в триумф, не прилагая к этому никаких видимых усилий. И даже если знаешь оборотную сторону ее известности, в какой-то момент забываешь об изнанке напрочь. Потому что Марианн Фейтфулл - из тех людей, которых, кажется, не в состоянии сломать никто. Даже они сами. Марианн Эвелин Гэбриэль Фейтфулл родилась 29 декабря 1946 года в Лондоне, в семье офицера британских вооруженных сил. Ее мать - баронесса Ева Эриссо, в чьих предках числится Леопольд Захер-Мазох. У девушки была впереди обеспеченная и респектабельная жизнь, но случайно на одной из вечеринок Марианн познакомилась с Эндрю Олдхэмом, тогдашним менеджером THE ROLLING STONES. Эндрю был столь впечатлен ее внешностью, что Мик Джеггер и Кейт Ричардс по его просьбе сочинили теперь уже знаменитую "As Tears Go By", которую Марианн весьма успешно исполнила за год до того, как это сделал авторский коллектив. ![]() Вся ее дальнейшая карьера, исключая, пожалуй, работы в театре и кино (последняя из которых - в "Марии-Антуанетте" у Софии Копполы), - набор совершенно непросчитываемых фактов. Кто мог предугадать, что не очень-то гениальная певичка, выпускающая альбомы, где можно было найти все, что угодно - от кавер-версий THE BEATLES до известных стандартов вроде "House Of The Rising Sun", кроме собственного материала, напишет текст к "Sister Morphine"? Кто мог предположить, что богемная девчонка, для которой наркотики должны были стать просто одним из модных атрибутов тусовки, прочтет "Голый завтрак" Берроуза и в одночасье решит удариться во весь этот ужас абсолютно всерьез? И кто бы мог подумать, что зарегистрированная наркоманка, живущая на улице, опустившаяся женщина, от которой стыдливо отвернулись почти все, кто ее раньше знал, запишет в 1979 году "Broken English" - альбом из тех, с которыми не принято не считаться? Скорее всего, многие тогда просто не поверили своим ушам. И дело было не только и не столько в новом голосе Марианн - посаженном, изломанном, изменившемся почти до неузнаваемости. А в том, что человек, которого фактически полностью списали со счетов, несмотря на пластинку "Dreaming My Dreams", выпущенную двумя годами ранее, смог записать не просто сильную работу, а работу, точно кореллирующую со всеми веяниями нового времени именно по звуку и отношению к миру, а не только по наличию имени Джонни Роттена в списке приглашенных музыкантов. И кто ожидал, что та же самая женщина будет записывать зонги Курта Вайля, и для нее напишет "Stranger Weather" Том Уэйтс? Расскажи это всё в середине 60-х любому журналисту, освещавшему наркотические скандалы тусовки STONES, он бы в ответ просто покрутил пальцем у виска. И параллель с Нико, тоже сначала воспринимавшейся как красивое, но бесплатное приложение к VELVET UNDERGROUND, а потом не меньше чем как икона, напрашивается сама собой. Один из явных талантов Фейтфулл - умение полностью подстраиваться под тех людей, с которыми она работает в данный момент; умение изменяться, не теряя при этом узнаваемости. Это очень хорошо заметно по паре альбомов "Kissin' Time" - "Before The Poison". Первый был записан в 2002-м в соавторстве с Беком, Билли Корганом, Джарвисом Кокером и Дэвидом Элбарном и формировал весьма однородное звуковое поле, которое могло легко служить эталонным слепком модной музыки начала нового века. В "Before The Poison", где материал уже разделен между Ником Кейвом и Пи Джей Харви, и где авторство каждого элементарно вычисляется без помощи буклета, совершенно иные по фактуре вещи 3 года спустя опять подавались абсолютно органично, - так, словно Марианн всю жизнь только и делала, что исполняла подобную музыку. Другая ее уникальная способность полностью определила все, чего ей удалось достичь, - способность выживать в любых условиях. Не просто держать удар, а раз за разом делать вид, что никакого удара и не было вовсе. Снова и снова начинать все сначала, снова и снова выходить на сцену с высоко поднятой головой - так, будто ничего особенного не происходило, снова и снова не принимать ни один диагноз как окончательный. И верить, что смерть - единственная неприятность, которую невозможно исправить. А до смерти еще надо дожить. Людмила Ребрина |
|