Журнал "Колодец" > Круги на воде
СКОТТИ МУР: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЭЛВИСА Облик молодого Элвиса Пресли - настоящая рок-н-ролльная икона. Но ничто так полно не воплощает в себе рок-н-ролльный саунд, как гитара Скотти Мура, работавшего с Элвисом. В одном-единственном соло Мур мог смешивать блюз, кантри, джаз, поп и здоровую долю молодой энергии, выдавая звук, неслыханный ранее. Скотти записывался и гастролировал с Элвисом в 50-е годы, пока в 1958 году Элвиса не забрали в армию. Энергичная ритм-гитара и потрясающие соло Мура звучат в лучших элвисовских рок-н-роллах, - таких, к примеру, как "That's All Right", "Mystery Train", "Baby Let's Play House", "My Baby Left Me", "Heartbreak Hotel", "Blue Suede Shoes", "Hound Dog", "Jailhouse Rock". В 60-е годы Скотти работал с Элвисом время от времени, - в основном, в качестве сессионного лидер-гитариста. Последний раз "живьем" он появился с Элвисом в 1968 году, когда тот выступил в специальной телепередаче "Возвращение". Мур изредка играл и в 70-е годы, сделал несколько сессионных записей. В 80-е годы Мур полностью прекратил играть, - он даже не упражнялся. Но в начале 1992 года Скотти внезапно заиграл снова. Он присоединился к Карлу Перкинсу - своему бывшему товарищу по работе на "Sun Records" в легендарной "Sun Studios", и записал материал общей длительностью около часа. Он запечатлен на кассете под названием "706 Reunion - A Sentimental Journey", распространяемой по почте по заказам. Мур также выступил на концерте, посвященном 15-летию смерти Элвиса, и совершил короткое турне по Англии. "Я, как оказалось, сильно сдал за эти 20 лет, - комментирует Скотти. - Это все равно, что сесть на необъезженную лошадь. Мои старые пальцы работают довольно неуверенно, честно вам скажу". Для человека, столь сильно повлиявшего на развитие рок-н-ролла, Мур поразительно вежлив, искренен и скромен. Его легкая, полная юмора речь сразу напоминает о том, что суть рок-н-ролла - в получении удовольствия. - Почему вы снова начали играть и выступать с концертами? - Я не видел Карла несколько лет, и как-то подумал, что надо бы ему позвонить. Мы поговорили, и кто-то из нас спросил: а что если нам что-нибудь сделать вместе? Вскоре после нашей беседы Карл угодил в больницу на операцию - рак горла, - и пришлось отложить работу над проектом. Когда Карл поправился, я спросил его, хочет ли он все еще записываться со мной, и он ответил: "Ну, конечно!" Мы отлично провели время, добиваясь старого звучания. Это было очень похоже на возвращение домой. - Пластинка напоминает встречу рокабилльщиков. Как вам удалось собрать всех вместе? - Мы проводили политику открытых дверей: если кто-то хотел прийти и поиграть, мы были только рады. В нескольких вещах на ритм-гитаре играли Пол Бюрлисон из ROCK-N-ROLL TRIO и Санни Берджесс. На ударных у нас был [бывший участник группы Элвиса] Д. Дж. Фонтана и THE JORDANAIRES на подпевках. Джонни Блэк, брат Билли Блэка, играл на басу (Билл был первым басистом Элвиса, умер от кровоизлияния в мозг в 1965 году - прим. "G. P."). - Там есть не только известные песни Элвиса и Карла Перкинса, но и новые вещи... - Карл пишет песни в мгновение ока. Перед записью я поехал в Джексон и провел с ним денек. Я сказал ему: "Карл, ты помнишь, как мы работали с Сэмом [Филлипсом] в студии?" Он ответил: "Да, еще бы! Он вечно повторял: "Еще раз. Давайте прогоним эту вещь еще один раз!" Я попросил написать песню об этом. Дело было в субботу, и под вечер я поехал обратно в Нэшвилл. А в воскресенье днем он мне позвонил и спел по телефону песню "Damn Sam". - Как прошло ваше выступление на концерте, посвященном 15-летию смерти Элвиса? - Ну, вы же понимаете, что я вышел на сцену только для того, чтобы мне заплатили (смеется). Концерт был замечательный. Карл исполнил несколько своих хитов. Пришел Ронни Макдауэлл и спел с нами пару элвисовских номеров - "Mystery Train", "Don't Be Cruel", "Heartbreak Hotel". Когда я сам вышел на сцену, мне казалось, что я просто упаду на месте. - Вы хотите еще записываться? - Скоро выйдет еще одна моя запись, с Чипом Янгом. У него в каждой вещи играет приглашенный гитарист - я, Джерри Рид, Чет Аткинс, Грейди Мартин и так далее, всего десять человек. Это нечто особенное. Сотворение истории - Как вы познакомились с Элвисом? - Я играл с кантри-энд-вестерн-группой, записал с ними одну пластинку, а после этого стал искать, чем бы заняться. Элвис попал на "Sun Studios" годом раньше и записал гибкую пластинку ко дню рождения матери. Сэм и его секретарь послушали Элвиса и внесли данные в картотеку. Я спросил Сэма, кто у него есть из певцов, и секретарь припомнил Элвиса. Сэм сказал: "Да, у него неплохой голос". Я наседал на них до тех пор, пока они не дали мне номер его телефона. - Кажется, Элвис был довольно застенчив, когда вы познакомились? - Сначала он очень стеснялся. Эволюция происходила постепенно. Когда вокруг постоянно крутятся 15-20 симпатичных девчонок, меняешься очень быстро. С каждым такое случается (смеется). - Откуда бралась та энергия, которая чувствуется в ранних записях на "Sun"? - Мы прекрасно проводили время в студии, вот и все. Если и бывали плохие времена, то лишь тогда, когда мы записывали песню, которую считали неудачной. Но когда песня звучит хорошо, энергия сразу растет - "Mystery Train", к примеру. Если вы вслушаетесь, то сразу поймете, что мы хорошо проводили время. А Элвису всегда нравилось выступать на сцене, это была его сильная сторона. - Ритм-гитара Элвиса тоже вносила в это свой оклад. - Он был хорошим ритм-гитаристом для вещей того типа, что мы делали. Конечно, его нельзя было назвать виртуозом гитары или посадить играть с оркестром из двадцати человек. У него было великолепное чувство ритма, особенно в голосовых партиях. Он мог взять совсем никакую песню и сделать из нее что-то приличное, что, как мне кажется, позднее было заметно в некоторых его фильмах. - Как вы выработали свой стиль? - Моими идолами были Мерл Тревис и Чет Аткинс. Но я не мог снимать их нота в ноту. Я брал небольшую фразу - блюзовую, кантри или какую-то еще - и пытался обработать ее в духе той вещи, которую пытался играть. Я старался не сбиваться с ритма, делая вставку там и сям. Просто я поэкспериментировал и набрел на эту манеру, - лучшую, какую мог найти, чтобы казалось, что нас в группе больше, чем на самом деле. Я всегда говорил, что был вынужден играть так, как играл. Сэм говорил, что он не хочет, чтоб я так делал, но у нас были только бас, соло-гитара и ритм-гитара. Я не думал о том, чтобы создать новый стиль. Просто с тем, что имеешь, пытаешься добиться лучшего. - Ваши соло имеют сильный привкус блюза... - Я всегда говорил, что если не можешь сделать маленькую блюзовую вставку в песне, то она не стоит той бумаги, на которой написана. Я любил Мадди Уотерса, Лайтнин Хопкинса и других. Тогда я даже не знал, как их зовут, я слушал радио, и если играла гитара, мне это нравилось. Даже теперь, когда я слышу гитару, то врубаю звук погромче. И знаете, в нынешние времена немало хороших гитаристов. - Вы слушали других рокабилли-гитаристов? - Я слушал всякое. Но когда Элвис пошел в гору, все так закрутилось, что мы, честно говоря, даже не успевали слушать радио. - Когда вы поняли, насколько грандиозен успех Элвиса? - Никто из нас не осознавал влияние нашей группы. Мы ездили из города в город. Если что-то было плохо, мы слышали об этом не раньше, чем неделю спустя. Конечно, мы видели, что толпы вокруг нас становились все больше, но это только заставляло нас больше работать. - Что вы скажете о ваших выступлениях по ТВ? - На самом деле мы этого не любили. ТВ было частью того, что я называл "платой по векселям". Мы никогда не обращали внимания на продюсеров и прочих. Они просили нас не выпендриваться, но мы просто выходили вперед и играли, как на сцене. - Телепередача "Возвращение" 1968 года показала, как изменился имидж Элвиса по сравнению с фильмами. - Тогда я в последний раз работал с Элвисом. В этом смысле он был таким же, как в 1954-м, когда мы начали, - полным жизни. Он прошел через все киношные хитросплетения и ненавидел большую их часть, по крайней мере, музыку. Хотя, конечно, он спел в фильмах несколько хороших песен. Каждый, кто хоть немного разбирался в музыке, мог понять, чем он занимается. Они говорили: "Ты должен петь вот это в такой-то сцене"... Он старался, как мог, но ненавидел все это. Игра наверняка - Вы записали несколько инструментальных сольных пластинок в 50-е и 60-е годы. "The Guitar That Changed The World" была своего рода вашим прощанием с Элвисом. - Это название дал не я. Эрик хотел продолжать серию инструментальных пластинок. Но этого не произошло, как и многого другого. Работа была трудной. Думаю, никто из нас не понимал, что если убрать лидер-вокал, то нужно чем-то заполнять образовавшуюся пустоту. Сделал бы я еще одну пластинку или нет, я горжусь той, которая вышла. Я до сих пор должен им денег за эту запись (смеется).- Еще в 70-х вы записали пластинку с Карлом Перкинсом. - ЕР "Express" была нашим с Карлом совместным проектом (Элвис и Карл записывались вместе в 1956 году во время джем-сейшена, который позже получил название "Million Dollar Quarlet", но Мур там отсутствовал - прим "G. P.") Это произошло в 1975 году. Даже тогда я уже года три-четыре не играл ни единой ноты. Но когда мы с Карлом начнем гастролировать, это будет одна из наших заглавных песен. - Когда вы работали с Элвисом, вы сначала играли на "ES-295", потом на "L-5", потом на "Super-400". На чем вы играете теперь? - У меня до сих пор сохранился "Super-400". Чет Аткинс подарил мне "Gibson Country Gentleman". Я отдал ему старый микрофон "RCA", который был ему нужен, а я использовал его как пресс-папье. Позже он позвонил и спросил, не нужна ли мне гитара. Я ответил: "Нет, я сейчас вообще не играю, мне гитара ни к чему". Он возразил. "Я все-таки подарю тебе одну". Прошло несколько месяцев, и он появился в моем офисе с гитарой. Чет - просто сокровище. - Он был вашим кумиром. Как вы себя чувствовали, записываясь с ним, когда Элвис впервые подписал контракт с "RCA"? - Я всегда восхищался Четом. На первой сессии, которую мы делали для "RCA", Чет играл на ритм-гитаре. Не помню, что это была за песня, но помню, как повернулся к нему и спросил, нравится ли ему моя работа. Он ответил: "Не знаю, я играю на ритм-гитаре". Не то чтоб он задирал нос, просто у него было правило: я делаю свое дело, ты делаешь свое. Я всегда благоговел перед ним. - У вас сохранился усилитель работы Рея Батта? - Да. Я использовал его на концертах, хотя для этого мне пришлось заменить корпус и конденсаторы. Он звучал очень хорошо. Рей сконструировал всего пять-шесть таких усилителей. Я узнал о них, потому что один из первых был у Чета. У Рея была небольшая группа, игравшая по выходным, и он сконструировал первый усилитель для своего гитариста. Они попользовались им несколько недель и поняли, что это хорошая штука. Элвис жив - Что вы думаете о вашем вкладе в популярную музыку? - Элвис, Билл Блэк и я каким-то образом распахнули несколько дверей, и туда ворвалось то, что я всегда называл кабацкой музыкой. Все мы играли в клубах, и приблизительно одно и то же, - хотя не в точности так, как мы играли "That's All Right". Если кому-то нужны были музыканты, можно было пойти и нанять их. Постоянных групп не было, все время происходили различные перетасовки. Играли то, что пользовалось успехом, - самую популярную на данный момент песню и т. д. Кантри-группа играла эту песню на кантри-инструментах и наоборот. Все просто хотели потанцевать. Пока вы были способны играть музыку, под которую каждый мог потанцевать, всем было наплевать на все остальное. - Что вы думаете о внимании, которое до сих пор приковано к Элвису? Кажется, что сейчас он популярен, как никогда. - Думаю, что это внимание не к человеку, а к музыке. Я не собираюсь отнимать у Элвиса его заслуг и не хочу хвастаться, просто музыка - главное.
Крис Джилл |
|