Журнал "Колодец" > Круги на воде
Предисловие Антология А. Кушнира "Золотое подполье", живописующая тот советский рок-самиздат, который иногда называют "большим", инспирировала в середине-конце 90-х годов возникновение второй волны - так называемый самиздат "малый". Одним из образцов этой генерации был йошкар-олинский альманах "Se La", довольно регулярно издававшийся Иваном Земцовым и посвященный исключительно музыке реггей - как иностранного, так и отечественного происхождения. Журнальчик был славный, посему я с ним время от времени сотрудничала, поставляя кое-какие репортажи и рецензии на соответствующую тему. Однако со временем некий благостный, слащавый оптимизм, царивший на страницах "Se La", стал утомлять. Захотелось острого - то есть полемики. Формальным поводом к таковой стала статья Олега Гальченко "В поисках русской Африки", - но, по сути, спорить пришлось не столько с конкретным материалом конкретного автора, сколько с распространенным толкованием и восприятием условного жанра "русский реггей". Нижеприведенная статья и отражает мою позицию по данному вопросу, поданную в несколько сгущенном виде "спонтанного лая", но на деле обдуманную и по мере сил взвешенную. Тем более что написана она была через год после появления материала Гальченко, а опубликована еще позже. СТО БАНАНОВЫХ ШКУРОК В СПИНУ Зачем ты играешь музыку реггей, ты живешь в Норильске? Раз ты играешь реггей, так ты давай, снимай с себя тулуп и ходи в набедренной повязке в Норильске. Ты должен прожить песню, проживать ее каждый раз. Но в парусиновой шляпе по снегу, по тайге никто не пойдет. А раз не пойдет, значит, надо петь песни ушаночки и этого вот туокпчика... Ты не можешь внедрить в себя инородное тело, как бы оно тебе ни нравилось. Я начиная с цитаты из Башлачева (интервью Юхананову и Шипенко 1986 года) не ради эпатажа, но логически продолжая статью Олега Гальченко в "Se La" №10, остановившегося именно на Баше: "Кто знает, какие песни писал бы Башлачев... если б мог ощутить себя частью мирового культурного пространства?" Он сам давно на это ответил. Но дело не в Баше, а в возникшем желании определиться в терминах. А именно: 1. Что такое, собственно, "русский реггей"? Из многих публикаций в "Se La" складывается впечатление, что под таковым понимается идеологически выдержанное (в растафарианском, стало быть, духе) музыкально-поэтическое творчество русских рокеров. То есть не тот "русско-реггейный" человек, кто в соответствующей ритмике поет обо всяком-разном, но лишь тот, кто на соответствующие темы вещает при этом. 2. Грядет, грядет, - дальше процитирую О. Гальченко - "поколение, свободное от совковых комплексов, более смелое в поисках и более последовательное". Если открутить его статью назад, прочесть ее задом наперед, то вырисовывается впечатление, что предыдущие поколения русских рокеров использовали реггей лишь как форму, не касаясь содержания/идеи, только по причине несвободы энд закомплексованности. Ну дак свобода-то уже с десяток лет как наступила, можно было б и про растафарианство! Можно. Да вот нужно ли? Почему не про ислам (близость к русскому менталитету примерно та же)? Или про индуизм? Найдутся безумцы, споют, конечно. Спеть о чем угодно можно, и, если талантливо, - выслушают и даже проникнутся. Но где волна-то, где могучее движение растаманов (и среди них - музыкантов идейно-реггейных)? В масштабах России, в смысле? Давно уж примеряет Родина "костюмы с чужого плеча", "причащается к Отчему Завету реггей" - да что-то не по размеру костюмчик выходит. В границах странноватого сего Отчего Завета (нормального, что ли, не хватает?). Это всё Олди нас попутал, когда о совершенно отечественных болях и страданиях спел, вплетая в ткань мрачного своего повествования (чем и близок к истинному реггею) слова "Джа" и "кайя". Не примерка это, но переделка костюма под себя, настолько капитальная, что переделанное своим же и стало. Оставьте вы в покое Ямайку, детей Гондураса и эскимосов Антарктиды - у вас под носом ежедневно творится такое, что на десять жизней и собрание сочинений хватит! Взяли форму хорошую, красивую - ладно, тем более что чем-то сродни реггей русскому фолку, даром что разница в исторической протяженности невероятная. Наполнили своим содержанием, назвать надо - "русским реггеем" назвали, пусть. Но слово "русский" давайте все же выдвинем вперед: не славянофильства или национальной гордости ради, но определенности для. ![]() И что же такое получилось - "русский реггей"? Да не знаю я. Это то, что я (ты, он, она - но вовсе не вместе целая страна, а лишь малюсенькая ее часть) слушаю, и то, что мне нравится. Мне нравится музыка, то бишь форма. Мне нравятся слова - все равно, о растафарцах они или о мужиках, сидящих у реки, - если они хороши. Мне нравятся голос/манера исполнения, если они совпадают с моими представлениями о прекрасном. И всё. И до Хайле Селассие мне примерно так же далеко, как до Тибета, свободы которому я желаю вполне искренне, но столь же абстрактно. А вот "Не Время Любить" всегда было мое и про меня, независимо от обстоятельств моей жизни. И для меня. И "Брат Исайя". И "Магия Чисел". И летовская "Мама, Мама". И "Running Away", и "Misty Morning". Да много чего можно вспомнить, всякая была и есть хорошая музыка. Каждый ищет и обретает. Вам ближе проблема исхода негров с Ямайки в Эфиопию? Ваше право. Вам интересно носить дрэды и трехцветные беретики? Ну, на здоровье. Только не надо при этом подводить теоретическую базу под желание курить траву и не быть свинченными, не надо! Вы растаман и живете в Норильске? Можете даже не ходить в набедреной повязке по снегу, - нам всем (кроме обитателей Крыма и черноморского побережья Кавказа) перманентно хочется на юга. Правда ведь, не отрекайтесь, - хочется! А бабок нету. Оттого и бразильские сериалы смотрим, и ламбаду любим. А еще "напевы солнечной Ямайки". А им там, на Ямайке, может, хочется на лыжах кататься. Только песен об этом они пока еще не сложили. В качестве финала (открытого) - еще одна цитата: из речи Плюхи "Confrontation или Живые и мертвые" ("КонтрКультУра" №3). Встречаю давеча человека - любителя Марли и Тоша. "Ну, - говорю, - пойдем пыхнем", - а он мне: "А я ни разу не пробовал". Я, естественно, смотрю на него внимательно, а у него на шее шарфик такой (как у футбольных фанатов) с вышитым портретом Марли. И не в том дело, что кон - это что-то необходимое, вовсе нет. Просто если ты без кона всё прорубаешь, то ты для меня как изумруд посреди сортира, - а у тебя шарфик с портретом. Тут и добавлять нечего". Екатерина Борисова |
|