ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ЧЕРНЕЦКИМ И СЕРГЕЕМ "ЧИЖОМ" ЧИГРАКОВЫМ Исторической справедливости ради следует указать, что это интервью уже публиковалось в журнале FUZZ №3/2002, но в примерно наполовину сокращенном виде: отчасти по цензурным соображениям, отчасти из-за его непомерной длины, отчасти - просто для блезира.
Квартира Чернецкого в Питере, на улице Жуковского. Середина февраля. Мы с Сашкой пьем чай с тортиком, присев к столу, Чиж примостился на диване с какой-то газетой в руке. - Ну, что, вещайте! Сначала про Америку... Чиж (разгадывая кроссворд): Какая священная гора иудеев? - Синай. Чиж: Четыре буквы... Сашка: Синай - это же полуостров! Может, Голгофа? Чиж: Четыре буквы, блядь! Не знаете вы ни хрена! - Я про гору Синай не буду писать! Давайте про Америку. Чиж: Давай, Сань, про Америку вспоминай.
- Как вы туда попали? Сашка: Как все! Летели до Гренландии, а там налево. Чиж: Вот если честно, я даже не знаю, как мы туда попали. Сашка: Началось с того, что мы с Серегой записали пластинку под названием "Comeback", об этом узнали многие люди, в том числе наши американские друзья, которых мы сто лет не видели.
- Харьковские американцы? Сашка: Ну да. Сашок Стецюк при помощи Сани Тарелкина... Они собрали инициативную группу для организации турне. И в поддержку этой пластинки... Чиж (за кроссвордом): Сион! Сашка: А, Сион... Умница. Чиж: Не знаете вы ничего... - Ты был в Израиле, а я нет! Сашка: И чего мы?.. Чиж: И мы поехали. Сашка: Поехали... Но не все приехали. Чиж: Как мы добирались туда - легко и просто, как и положено всем русским музыкантам. Часть музыкантов приехала, часть осталась. Часть музыкантов не пустили ввиду острого алкогольного опьянения: не прилетели Наиль и Боря Шавейников. Потому что финны завернули их назад. Сашка: Были проводы, конечно, очень серьезные. Чиж: Меня бы тоже завернули, но я не пил - чё-то я тогда херово себя чувствовал. Я ж в аэропорту ходил в медсанчасть, чё-то очень плохо мне было. И я не бухал, - вот это меня и спасло! Сашка: Да и мы-то сильно не бухали. Но как-то так финнам не понравилось. Чиж: Да потому что начали еще в самолете задрачивать всех! Вот и не понравилось... А потом они тоже прилетели, и мы стали играть. - И где? Сколько было концертов? Чиж: В Нью-Йорке был концерт, в Чикаго, в Вашингтоне, в Бостоне, и последний - в Сан-Франциско. - По клубам? Чиж: Ну да! - А какие клубы? То есть - они соответствовали тому, что мы понимаем под клубами? Чиж: Ну, в общем, по большому счету соответствовали. В Москве сейчас вот к этому уже подошли. Одни чуть больше, другие чуть меньше... Сашка: Размером с московскую "Точку" и больше. В Вашингтоне был нормальный, стоячий, где можно курить... Чиж: Исключение составил клуб в Сан-Франциско идиотский, где курить было нельзя. Сашка: Стецюком был вопрос поставлен правильно, что нужно брать рокерские клубы, не такие, когда какие-то непонятные люди устраивают, и наши люди играют и в кафе, и в школах - как БГ играл. А тут нормальные большие клубы и полный оттяг. - Народ в основном русский был? Чиж: Да, я так думаю, что процентов на 99 - точно. Сашка: Ну, и наши ровесники, люди за 30, молодых совсем мало было. Чиж: Ну, если только мама с папой привели: "Смотри, сынок, это вот и есть страшные рокеры!" Сашка: Мы не знали толком каждый раз, куда заведет концерт; один раз ни с того, ни с сего захотелось всем курить, - все побросали гитары и пошли курить. И Наиль тоже снимает бас... Борюсик говорит жалобно: "Не уходи, Наиль" - и они остались, поджемовали... - Про ваших харьковских сомузыкантов имеет смысл рассказать... Сашка: Жека Кошмар, который уехал в 1993-м году, был лидером группы КУ-КУ - интересная команда была, они опередили время... По каким-то своим причинам он уехал, мы иногда созванивались, и в этот приезд мы сказали: "Женя, ты должен играть с нами!" Жене пришлось взять аккордеон... Он говорит: "А как же репетиции?" "Какие репетиции?" И после первого концерта он сказал: "Я все понял!" Важно сделать самый первый шаг. Что там репетировать? Мы сами не репетировали. Чиж: Да ладно - "не репетировали"! Сашка: Три раза. Чиж: Ну, уж репетиция... - Так вы сыгранная уже группа-то. Чиж: Да, естественно. А чё, Сань, конечно, мы сыгранные! Фигли? А мы-то уж с тобой... Сашка: Поначалу, когда мы собрались, где-то год назад, главное было, что Борюсик с Наилем друг друга нашли. И они уже настолько уникальная ритм-секция, что эти два человека могут уже выйти на сцену и без нас. Они импровизаторы, и чувствуют друг друга. А Наиль - гитарист, но у нас играет на бас-гитаре, и играет не как басист, а как гитарист. А Боря, с детства любивший тяжелую музыку, всю жизнь играл, как говорит Наиль, ламбаду в АУКЦЫОНЕ. И у него брейки совершенно не хард-роковые. Чиж (за кроссвордом): Как называется ореховый ликер? Сашка: Мусс... Мускат. - По спиртному - это не ко мне... А почему именно бостонский концерт выпущен на диске? Чиж: А я откуда знаю? - Ну, как - "откуда знаю"? Вы же играли несколько концертов... Чиж: А-а... Я не знаю, почему! Фиг знает. Может, потому что он самый трезвый. А, скорее всего, потому что аппарат позволял записать это более или менее качественно. - Вы все концерты писали? Чиж: А ты на меня не смотри! - Я просто спрашиваю... Сашка: В перерывах, когда были какие-то вспышки сознания, Стецюк вставлял очередной мини-диск в свой плеер, и писал все концерты. Нью-йоркский концерт был хороший очень, но на записи не оказалось бас-гитары... Короче, когда в конце поездки набралась куча мини-дисков, Боря каждое утро отслушивал записи и говорил: "Так, Чикаго мы вычеркиваем. Нью-Йорк тоже..." По определению остался бостонский. Микрофон какой-то такой был у меня... и хорошо барабаны звучали. Ну, а так мы просто решили выпустить диск на память, потому что... потому что надо было это сделать. Но мы-то знаем, как концерты выпускают, - пишут на многоканальник инструменты... Чиж: А здесь честно все, как было, - так было. Никто ничего потом не исправлял и не переписывал. Мы вообще сторонники такой честности. - Но какой-то элементарный мастеринг ведь был? Чиж: Ха, а что такое мастеринг? - То поднять, это прибрать... Сашка: Мастерят вообще любую запись. Чиж: Есть же у очень многих коллективов такая практика, - они отыграли живой концерт, потом садятся в студии, и, скажем, партию соло-гитары переписывают. Или переписывают вообще все. А выпускается это как живой концерт. А у нас все честно. Ну да, музыканты заметят про себя, что там много лажи, но зато - да, блин, так играли! А если без лажи, то это либо фанера, либо на студии все переписано. Я не думаю, что у нас так уж варварски все звучит. - Совершенно не варварски. Чиж: Мне было очень весело это слушать, я держался за живот. Просто карнавал! - Вы вообще группа больше концертная, чем студийная. Чиж: На самом деле мы и в студии так же пишемся. А что значит "студийная"? - Есть группы, которые в студии лучше раскрываются. Чиж: Это кто же? - Арт-роковые, скажем, электронные проекты... Есть люди, которые вообще концертов не играют. Чиж: Не, этих-то мы не имеем в виду. А которые играют на инструментах? Я не знаю таких. Концерт есть концерт. Сашка: Месяцами писать альбом - удовольствия от этого вообще никакого. Забываешь, о чем написано, зачем... - Но вы же студийные альбомы тоже выпускаете! Чиж: А мы их очень быстро записываем. Сашка: За неделю максимум. Чиж: Самое главное для всех коллективов - записать барабанщика с басистом. А еще круче - барабанщика записать так, чтоб он был доволен. А то они все начинают: "Блин, а я в этом такте по тарелочке не ударил..." Сашка: Борюсик - исключение. Чиж: Да Борюсик тоже, блин! "А-а, вот здесь я не попал, давайте я все-таки перепишу". "Боря, да никто, кроме тебя, не заметит!" "Не, я перепишу... Вот, теперь все, теперь попал!" Какая, хрен, разница? А вот когда записали барабанщика с басистом - всё, остальное идет очень быстро. Гитара, вокал - это все уже фигня. Сашка: Наиль вообще вживую сыграл на "Супербизонах". Он даже не переписывал бас. - Почему, кстати, до сих пор не вышли "Супербизоны"? Сашка: Альбом мы дописали прошлым летом... Чиж (снова в кроссворде): Ореховый ликер - это "Амаретто". Сашка: ...Потом мы решили выпустить концертник. Нельзя, по логике, выпускать сразу два альбома. И еще мы записали новую песню, которую мы всё не можем свести, а хотим ее вставить в альбом. Называется "Comeback In America", на концертах мы ее не играем. Мы скоро ее сделаем, вставим, и в начале мая альбом выпустим. - А то народ уже нервничает: где "Бизоны"? Чиж: В стойле! Сашка: Ну, мы хотели, чтоб было какое-то движение, чтобы люди уже знали, что альбом выходит. - Значит, к маю ждать? Сашка: Да. К приезду Захара. - Вот, давай, про Захара расскажи. Сашка: Гордей сказал, что Захар должен приехать 28 апреля. На сколько дней он приедет, я не знаю. Чиж: В Интернете уже написано, что Захар весной приедет в Питер, а РАЗНЫЕ ЛЮДИ летом приедут в Сан-Франциско. Сашка: Он не был 13 лет в России. - Давайте объясним дорогим читателям, кто такой Захар. Чиж: Захар Май... Сашка: Он же Зак Мэй. Это гениальнейший человек. Чиж: Очень хороший харьковский музыкант, аранжировщик незаурядный, человек, обладающий обалденным голосом, обалденным диапазоном, ныне проживающий в Америке. Чтоб уж было более понятно, - когда ЧИЖ И КО писали "Эрогенную Зону", я попросил у Захара разрешения спеть "Руссо Матросо". Кто-то передал мне эту пластинку, и ее спиздили тут же... Это вот о композиторском даре Захара Мая - песня мгновенно стала очень популярна в нашей стране, а уж тем более в портовых городах. Сашка: Когда он уезжал из Харькова, ему было лет 18, а я был на несколько лет старше, у меня была группа ГПД, и Захар был ярым поклонником нашей команды. Участвовал во многих харьковских группах, хотел и в нашей, но не успел - как-то быстро уехал в Америку. Тем не менее, все эти годы мы как-то мысленно следили друг за другом. Дожили до того, что встретились с ним там. Он играл перед нами. - На разогреве? Чиж: Какой там разогрев?! Сначала вышел Захар поиграть, потом вышли мы поиграть, вот и все! Концерт состоял из двух отделений. Можно было поменять местами, ничего бы не изменилось! - Его там знают? Сашка: Русские его там очень хорошо знают. Он такой человек - даже для Америки... Чиж: Прирожденный шоумен. - Он сюда с концертами приедет? Сашка: А вот я не знаю... Но мы такое событие не можем пропустить, поэтому, конечно, здесь и в Москве что-то... И еще я надеюсь, что мы сядем... Чиж: Выпьем... покурим, запишемся. Сашка: Три дня мы были в Сан-Франциско, и трое суток писали мою песню "Ворон". Вот на сборнике ремикс - это творчество Захара. Причем это не в его ключе версия. Хотя он человек настолько разноплановый... Гениальный человечище. - "Ворон" в реггей, конечно, странно звучит... Давайте тогда и о сборнике поговорим. Сашка: "Мистерия Звука" нам предложила выпустить сборник наших старых записей - песен, которые сейчас более или менее слушаются. Называется "Flashback", чтоб совсем всех запутать. Чиж (в кроссворде): "Вице" - это кто? Сашка: Запасной. Чиж: Три буквы. - Экс-. Чиж: Хер экс-, не получается. Сашка: Экс- - это экс-, а вице- - это зам. - Саш, на диске песни твои, Пашины, - а что с Серегиными песнями? Чиж: А хрен там поймешь. Я сам там еще ничего не понял. Встретились два одиночества, - война между лейблами, - и начинается эта вот мышиная возня, от которой я все время в сторону бегу, даже не ввязываюсь. На хер мне это надо? - И поэтому на концертном диске твоих песен нет? Сашка: На концертном смешнее: должна была быть песня, но так как мы думали, что концертник выйдет весной, а альбом с Серегиной песней тоже должен был выйти весной... Чиж: И чего вышло? Сначала вышел мой альбом, и если б знали... Сашка: А во-вторых, там плохо был слышен вокал. Чиж: Мне-то не жалко, надо песню в сборник вставить - да ради Бога, а потом это вот начинается: "Я за это уже деньги заплатил, а я сюда их уже вложил..." И пошла вся эта хуйня. Мне было б здорово, если б все это решилось в очень хорошую сторону, и мои две-три песни тоже были б на этом сборнике. Блядь, все-таки какой-то период жизни я в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ играл! Было б красиво, если б там "Ша-Ла-Ла" была. Это объясняло бы такое странное название. Сашка: То, что для нас история, что хотелось бы отразить, - не дали отразить акулы шоу-бизнеса. По непонятным причинам. Чиж: И им-то это нафиг? Они сидят жопой на этом и ничего не хотят делать! Собаки на сене. Сашка: А пострадала реальность. Потому что если уж делать сборник, так отражать всю историю. - Сереж, а как ты совмещаешь РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ и свой проект? Тебя физически на это хватает? Чиж: Так это ж кайф! А на то, что в кайф, всегда времени хватает. И я ж не на всех концертах с Сашкой играю, - к сожалению. Иногда бывают накладки. - А как твои ребята к этому всему относятся? Чиж: А их это никаким боком не касается. Если б они ревновали, это было б очень глупо. Если б кто-то из них играл еще в паре параллельных проектов - да ради Бога! Даже здорово. Вместо того чтоб тупо смотреть телевизор или читать газету - раз, пошел, еще поиграл где-то. Сашка: Тем более в Питере, где музыкантов больше, чем групп, всегда было так, что люди играют в нескольких группах. Вот Наиль говорит: "Ничего не могу с собой поделать - люблю играть разную музыку!" И где он только ни играл. - Выходит тот редкий случай, когда по сути супергруппа не выглядит искусственно. Не выглядит маркетинговым ходом, а просто супермузыканты играют вместе. Сашка: И название не обламывает. А если поменять на ОДИНАКОВЫЕ ЛЮДИ, то будет уже не то. Знаешь, я для себя вывел формулу, что собой сейчас представляют РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Вот в спорте бывают команды ветеранов - люди на пенсии уже, и они просто собираются для своего удовольствия. Не для денег, не для сборища публики - в зале может и 10 человек быть, - а для себя. Мы играем вещи не обкатанные, не отрепетированные, какие-то сюрпризы постоянно. И настолько много энергии и материала, что, были б силы, можно было бы вообще играть до утра. К тому же, мы стараемся привлекать других еще людей, с которыми мы на одной волне, чтоб они исполняли свои вещи. - (Чижу) Причем интересная тенденция получается: когда Сашка приехал сюда и собрал состав, и ты там появился, первое время публика шла на некую странную группу, куда каким-то боком Чиж затесался. Вот Чиж, на него ходят... А сейчас такое отношение исчезло совершенно. Сейчас ходят на РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ, где Чиж, Сашка, Наиль, Худой - они все. Чиж: Класс. Заебись. Сашка: Самый главный у нас персонаж - Борюсик. Вот когда начнут ходить на Борюсика, тогда мы будем собирать аншлаги! Боря - он у нас еще конферансье... Как Худой сказал: "Ну, конферанс у нас есть, уже можно выступать". - Давайте еще про Гордея немного поговорим. Сашка: Если б не Гордей, многие вещи бы не произошли. У него есть такой талант: он всех объединяет. Ну, вот, как нас, - старых друзей. И новые люди к нему тянутся. Нормальные люди. Многое благодаря ему происходит. - Вы с ним давно общаетесь? Чиж: Я - давно, с 1983 года. Мы в армии служили вместе. - Он откуда? Чиж: Село Звановка Донецкой области. Сашка: А потом Гордей учился в Харькове в университете и жил в общаге, а в соседней мы репетировали. Ну, и поскольку рокерское движение было все в центре, то, естественно... А познакомились мы в Горьком. Чиж: Да, на фестивале. Сашка: Вообще Гордей - фанат губной гармошки, блюза, еще имеет организаторскую хватку хорошую. Чиж: Теперь - директор группы ЧИЖ И Кo. 13 марта у нас последний концерт с Березовцом, и - всё. Это ни для кого уже не секрет. - И как же Гордей будет директором трех групп? Сашка: Директор - это не тот человек, который покупает билеты на поезд и тусуется с музыкантами, а тот, который болеет за группу в принципе. Не продает ее налево и направо, а знает стратегические какие-то вещи. Знает, где можно сыграть и бесплатно - на каких-то фестивалях интересных, где просто нужно быть. И Гордей это все прекрасно знает. Все это рок. А если говорить по-русски, то это судьба. Сколько уж ни разъединяла нас жизнь... - Сань, с тобой играют музыканты из очень разных групп. Что придает устойчивость коллективу: твои песни, которые им нравятся, некий тип музыки, который им всем интересен, какие-то личные отношения между вами? Чиж: Всё вместе. - Это не ответ. Чиж: А это вопрос? - Это вопрос! Сашка: Я ж тебе говорю - команда ветеранов. Это не работа. Будут концерты - хорошо, не будет концертов - в принципе, нам и так хорошо, мы созваниваемся каждый день, песни сочиняем, играем, альбомы записываем. А напрягаться на то, чтоб человек себя ломал... Если человек пришел и остался в группе, - ведь каждый пришел по-разному, каждого я попросил помочь в чем-то... Я, до того, как собрал этот состав, переиграл со многими музыкантами, и то, что остались именно эти люди - это не специально, это воля случая. Ведь между собой Худой, Наиль, Борюсик даже не были знакомы. Живя в одном городе. И неизвестно, познакомились ли бы они вообще. Наверное, это случайность, - хотя говорят, что случайностей не бывает. - А есть ли у каждого из них свой материал, который может быть в группе реализован? Некие идеи? Сашка: Музыка. Каждый извлекает ноты свои. Они все пишут музыку, кроме Борюсика. Наиль пишет музыку на детские стихи, записал уже два альбома. Худой тоже написал музыку для какого-то американского фильма, такую - в стиле SHADOWS... - Сереж, а нет песен у тебя, которые хочется реализовать в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ? Чиж: Не, пусть лучше Сашка поет. А я отдыхаю. На гитаре играю и не пою. У себя я пою, а тут чё? Нет, тут Сашкин проект целиком и полностью. Сашка: Хотя это совершенно не исключается. Потому что группа совершенно не плановая, нет графика работы, - эту декаду это делаем, эту - то. Чиж: А так я тихонечко стою в стороне, играю себе на гитарке. Знаешь, как здорово?! Рот открывать не надо. Хотя разве с ним рот не откроешь? Все время бэк-вокал какой-то нужен. Тянет. - А какие у вас отношения с шоу-бизнесом? Чиж: С кем, с кем? Сашка: Очень краткие. Чиж: Отношения заключаются только в одном - после концерта получить деньги и их пропить. Все! Вот, блядь, весь наш шоу-бизнес. Кому чаю еще надо? - Мне надо. Чиж: А чё ж вы молчите? - Вот ты чайник принес, и мы перестали молчать. Сашка: Если б не Шура Гордеев, который делает такую ставку на... Так, эта крышка как раз не отсюда, а от сахарницы. Поэтому она и упала. Чиж: Так вот оно в чем дело! - А все эти "Наши радивы", "Нашествия" и "Максидромы" - не видать там милого друга-то! Ну, кроме "Субмарины". Чиж: Ну и ладно. Не видать и не видать. - Группа-то концертная, на фестивалях-то поиграть было б не слабо. Чиж: А, как правило, на фестивалях кто играет? Охуенно концертные группы, что ли? - Так вот вам бы там и играть! Чиж: Да ну, ты что? Кто нас туда позовет? Я вот, честно говоря, даже не знаю, по какому принципу идет отбор на все эти фестивали. Cашка: По принципу "своя рука владыка". Чиж: Видимо, да. Меня никогда это не интересовало. Сашка: Вот этим наш доморощенный шоу-бизнес ничем не отличается от "того", старого. Вся эта советская ботва типа "Я от Иван Иваныча", понимаешь? Все то же самое. Чужака не пустят на свою территорию. - Ну, как "чужака"? Серегины-то песни по радио на любой волне можно услышать. Сашка: Сложные вопросы. Вот жаль, Гордея нету рядом, он бы сейчас такое задвинул! Он когда укуренный сидел на радиостанции в Нью-Йорке, уже засыпал, и зашел там разговор про Земфиру. Гордей очнулся и говорит: "Я скажу другое, - как директор группы КОРОЛЬ И ШУТ. Эта группа собирает те же стадионы, ту же ботву, только без всякой рекламы!" О чем это говорит? Что и это можно пробить. И КОРОЛЬ И ШУТ - величайшая команда начала века. Они продолжили наше дело - как мы пробивали брешь в коммунистическом режиме... ну, тогда страшнее было, могли и в психушку, и куда угодно посадить, и любера... А они пробили брешь в долларовой стене, доказали, что не всё делается за деньги, и баксы, ротации, раскрутки решают не всё. - Народная группа. Сашка: Да. И это пресечь уже невозможно. Вот, они пробивают брешь в этом уже новом обществе, и молодые команды, которые идут за ними, играют некоммерческую музыку. Сейчас ведь как? Молодая группа собирается, и первая мысль: "Надо сочинить песню, которая бы длилась не больше трех минут, и чтобы она звучала легко". Все. Ведь это же просто... Чиж: Это очень неправильно. Сашка: Они унижают себя. А КОРОЛЬ И ШУТ показали всем, что это все... Чиж: Хуйня. - Просто очень хотелось бы вас увидеть на каком-то большом фестивале. Чиж: Это на каком же? - Да на любом. Просто чтоб народ услышал, что такое живая музыка. Хорошая, настоящая. Вот именно этого хочется. Чиж: Все большие фестивали делаются в Москве. Ну, и где? На очередных "Крыльях", на очередном, блядь, "Максидроме"? Сашка: На очередном "Нашествии", где, по словам Гордея, никому не оплатили дорогу, - КОРОЛЮ И ШУТУ пришлось оплатить самолет, Шевчуку... И после этого Дима Гройсман выезжает на лупатом "Мерседесе"... Вот такой фестиваль. Чиж: И на кой нам во все это ввязываться? А с другой стороны, не знаешь, как ответить, когда масса людей, далеких от всей этой закулисной кухни, спрашивает: "А чё вас не было там-то?" Не будешь же объяснять, что идут они все в жопу, блядь, со своими фестивалями! Сашка: Вот знаешь что? Вот те же КОРОЛЬ И ШУТ, которые обрели директора в лице Гордея, такого же непримиримого борца со всеми этими мудаками, которые наживаются на рок-музыке, - я думаю, будут коммерчески выгодными для крупных фестивалей, и будут ставить условия, чтоб выступали такие группы как РАЗНЫЕ ЛЮДИ тоже. Пока это еще, наверно, невозможно, но, думаю, к этому все придет. То есть мы не то, что состоим в такой сильной оппозиции, - мы просто играем, и нам не стыдно ни за одну песню. Но во всю эту ботву, которая заправляет и варит, мы вмешиваться и играть по их правилам не хoтим. - "Никогда не проси, сами придут, и сами попросят". Сашка: Да, тратить себя на то, чтоб просить... Чиж: Сами придут и сами отсосут.
Екатерина Борисова |
|