"ГЕРОЙ ("YING XIONG")" Чжан Имоу давно и прочно признан на Западе. Он первый китайский режиссер, получивший "Оскара" за лучший иностранный фильм, обладатель главных призов Венецианского, Белинского и Каннского фестивалей. И одновременно крепко запрещен на родине. За левые взгляды. При всем при этом "Герой" - абсолютно правый фильм. Но это, на самом деле, неважно. Пригласив на главную роль Джета Ли, он снимает не боевик. Пригласив на главные роли Тони Леун Чу Вея и Мегги Чеун из "Любовного настроения" Кар-Вая, - он снимает не мелодраму. Пригласив на главную роль Чжан Цзыи из "Крадущегося тигра, затаившегося дракона", Чжан Имоу снимает легенду. Однажды Чжоан Цзы приснилось, что он - бабочка. И, проснувшись, Чжоан Цзы не мог понять, кто он - бабочка, которой снится, что она - Чжоан Цзы, или Чжоан Цзы на самом деле... В фильме, как в романах Маркеса, невозможно провести грань между тем, что происходит в реальности и в воображении. Это вуция. Здесь возможно все. Поединок воль предрешает исход реального боя, которой кончится раньше, чем капля воды, оторвавшаяся от кровли, разобьется о землю. Два человека отбивают рукавами стрелы для того, чтобы из-под кисти третьего вышел иероглиф "Меч" - воплощение мудрости того, кто его создал. Музыка важнее исхода сражения - "Сыграй нам еще, старик". Тучи стрел как зримое воплощение мощи империи. Осажденный город пуст. В нем остались лишь ученики школы каллиграфии. Урок, который они получат сегодня, будет главным и последним в их жизни. Полеты наяву. В фильме несколько пластов. Самый верхний - детектив. Император Цинь Ши Хуанди расследует обстоятельства покушения на самого себя. Как в "Расёмоне", одна и та же история будет рассказываться снова и снова; с каждым приближением Безымянного к императорскому трону эта история будет приближаться к истине и, приближаясь, менять свой цвет. Первый - красный - цвет страсти. Летящий Снег из ревности убивает Сломанный Меч и в смятении погибает сама. Простая и грубая, эта история выглядит убедительно, но Император хорошо знает своих врагов и не может в нее поверить, - и предлагает свою. Ее цвет - синий. Цвет любви. Она рассказывает о долге и самопожертвовании, она исполнена величия и благородства, но у правды не такие уж прекрасные глаза. Зеленый - цвет познания. Сойдясь в бою с императором, Сломанный Меч начинает понимать его настоящие замыслы и побуждения. Ибо боевые искусства - это не просто принципы самообороны, это путь к просветлению. Становясь мастером клинка, Сломанный Меч обретает знание, которое пытается передать Безымянному. Страна устала от крови и войн, время Чжанго не принесло ничего, кроме боли. Император Цинь сможет объединить страну и остановить кровопролитие. Но лишь увидев в императоре равного Сломанному Мечу мудреца, Безымянный сможет отказаться от убийства. И траурный белый - цвет истины и смерти. Умирает Безымянный. Он покусился на императора и должен быть казнен. Так гласит закон. Умирает Сломанный Меч - любимая считает его предателем, он не может иначе переубедить ее. Умирает Летящий Снег. Ее война обернулась миражом, и со смертью любимого все теряет смысл... Небо одно. И под этим небом императору Цинь Ши Хуанди суждено объединить земли и войти в историю. Тираном. Но это уже совсем другая история. Фильм часто сравнивают с "Крадущимся тигром, затаившимся драконом", но на принципах построения боевых сцен сходство заканчивается. "Тигр…" поставлен в стандартном голливудском ключе, и именно из-за этого "те самые" полеты не выглядят органично. Создается впечатление, что история и современность столкнулись, но искра проскочила лишь одна - финальная сцены "Тигра…". В ней реальность окончательно выворачивается и превращается в сказку. "Герой" тоже сделан с оглядкой не европейского зрителя, но она проявляется только в тех частях диалогов, где мимоходом объясняется, что такое каллиграфия на самом деле. При этом мир прорисован выпукло и четко. Максимально подчеркнуты те мелочи, из которых складывается пространство - предметы интерьера, оружие, посуда, письменные принадлежности. Здесь нет ни одного неверного жеста или поступка. Нет второстепенных героев. И каждый герой проходит свой путь так, как велят законы предков, не отступая ни на шаг в сторону, принимая не только знание, но и всю ответственность за него. Достигший совершенства во владении мечом приходит к понимаю сути вещей, пришедший к пониманию сути не может быть убийцей. Каждый образ, вплоть до служанки Луны, глубоко каноничен. Широта охвата пластов китайской культуры поражает… И ни разу, ни в одной мелочи Чжан Имоу не скатывается в дешевую развлекаловку. Нет экшена ради экшена, нет хэппи-энда ради хэппи-энда. Этих слов просто не существует. Здесь правит красота. Ради красоты. И можно до бесконечности пытаться понять, - кто же на самом деле был героем фильма, и стоила ли империя жизни, и заслуживал ли император смерти, - история уже прожита. От нее осталась только легенда. И полеты. Во сне.
Людмила Ребрина PS: Империя Цинь (хронология) 246 г. до н. э. - после смерти царя Чжуан Сян-вана на престол царства Цинь вступает его сын - Ин Чжэн. |
|