Журнал "Колодец" > Rachid Taha press arhive

Неисповедимые пути Брайана Ино (1)

Одно событие - два мнения. 25 мая Москву посетил один из интереснейших музыкантов и продюсеров современности - могущественный Брайан Ино. Ино принял участие в шоу франко-алжирского проекта под управлением знойного певца Рашида Таха. Кого-то из нас этот концерт порадовал, кого-то - разочаровал. Мы решили привести два взгляда на происходящее, представленные двумя слушателями с разным "бэкграундом". В чем-то они, впрочем, оказались схожи...

Брайан Ино в Москве. Фото Надежды Лебедевой / Brian Eno in Moscow. Foto by Nadya Lebedeva

Перед концертом в "Горбушке" люди, едва добравшиеся до места назначения на перекладных (вся Москва стояла в пробках по причине массового отключения электроэнергии), осторожно выясняли друг у друга: а что, собственно, будут играть? "Да какая разница, - подумалось мне. - Все эти люди купили билет на концерт, завороженные магией имени. То есть, фактически, пошли на три буквы: Eno".

Знаменитый музыкант, изобретатель стилей, маг и кудесник электронной музыки и маститый продюсер, Брайан Ино не первое десятиление заставляет нас поклоняться ему из почтительного далека. Он иногда навещает Россию, помогает русским музыкантам пробиться на Западе, ищет новые имена. Однако впервые Ино выступил на русской сцене в качестве импортера: 25 мая он продемонстрировал публике облагороженный алжирский поп-проект. То есть не аналог ЗВУКОВ МУ, которым некогда так же повезло поработать с мэтром. А что-то вроде местной группы КОРНИ. Тем интереснее оказался эксперимент!

Поначалу Таха, надо признать, держался на сцене несколько суетно и неуверенно. Выскочил на сцену, словно шоу-мальчик в стиле "я не вижу ваши руки!", и запрыгал под бодрую мелодию, снабженную бэк-сэмплами от Ино. Мастер тем временем держался на возвышении, увлеченно колдуя над своим оборудованием. Первый план был отдан гитарной секции и музыкантам с этническими инструментами. Вся эта пестрая орава явно "работала" на иную публику. Иную настолько, что каждый мало-мальски различимый пассаж Ино она готова была встречать восторженными аплодисментами, а танцевать категорически отказывалась.

Но веселые мелодии, снабженные стараниями Ино обилием сэмплов и бэк-сэмплов, поступающих из гитарных и ударных процессоров, позволили преодолеть первый шок. Народ решил: раз уж мы здесь, почему бы и не потанцевать под эту веселую музыку?.. Музыканты, со своей стороны, почувствовали, что обстановка изменилась, и заиграли спокойно, слаженно, перестали глотать слова и ноты,- воспряли, так сказать, духом. Вторая половина концерта прошла весело и ровно: забавные песенки на берберском диалекте с частым упоминанием имени некоего Фердинанда и призывами к ди-джею - на стыке фанка, этно-рока и хауса - хорошее блюдо для какого-нибудь модного open-air, хотя несоответствие шоу площадке быстро перестало беспокоить танцующих.

Финал ознаменовался парой мощных композиций в стиле техно-поп, транс и хаус. Здесь развернулся Ино, чьи руки порхали над процессорами с немыслимой скоростю и точностью. И снова результат был совершенно неожиданным для слушателей: гитары стали на глазах "тяжелеть", подпуская риффы, более привычные для брутальных хардовых групп, а сэмплы усиливали их звучание, разбивали их на десятки и тысячи оттенков. Не двигаться под этим напором ритма и экспрессии было невозможно. Странная, безумная дискотека, в которой ни звука пропустить не хотелось, и одновременно - устоять было немыслимо.

Рашид Таха и Брайан Ино. Фото Надежды Лебедевой / Rachid Taha & Brian Eno. Foto by Nadya Lebedeva

Привычные клише: раз мастер - значит, должен "шаманить", а слушатель обязан безмолвно внимать, - были сломаны. Ино все еще молод и совершенно не собирается "бронзоветь", в чем ему помогают молодые коллеги. Он играет с теми, кто ему интересен, ту музыку, которая кажется ему актуальной. Кто-то, возможно, посчитает совместный концерт алжирцев и англичан "случайным", но старые любители творчества Брайана Ино отчетливо осознают, что одной из важных составляющих творчества мастера всегда было продюсирование. Такие совместные проекты помогают ему быть в русле современных тенденций, изобретать непривычные подходы к привычным жанрам и изучать новые для себя области.

Когда Таха начал вытаскивать на сцену народ, чтобы потанцевать вместе, на сцене быстро образовалась пестрая толпа. Вспыхнули прожекторы, музыка понеслась, как сошедший с рельсов состав. Убыстряя темп, музыканты что-то бессвязно кричали в микрофоны, танцевали за своими инструментами и скакали по сцене. Шоу стало походить на огромный цветной карнавал, где каждый - и слушатель, и исполнитель. Пожалуй, именно такой подход к концерту демонстрирует "живых классиков" действительно живыми...

Соня Соколова
Звуки.Ру, 26.05.2005

> вторая статья >

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz