Журнал "Колодец" > Номера

LED ZEPPELIN DVD

Продюсеры: Джимми Пейдж и Дик Каррузерс
Режиссеры и авторы идеи DVD: Джимми Пейдж и Дик Каррузерс
Продюсирование музыки: Джимми Пейдж
Звукоинженер: Кевин Ширли

Роберт Плант: вокал, губная гармошка
Джимми Пейдж: акустическая и электрическая гитары
Джон Пол Джонс: бас-гитара, клавишные, мандолина
Джон Бонэм: барабаны, перкуссия

Одна из самых интересных особенностей этого DVD в том, что он практически впервые позволяет нам увидеть группу, прославившуюся, в частности, своей хронической нелюбовью к кино- и фотосъемке. Давая рекордные по сборам концерты, имея в активе альбомы, продающиеся миллионными тиражами, LED ZEPPELIN в пору своего расцвета не слишком жаловали средства массовой информации. Считанные фотосессии для прессы, единичные интервью и почти аллергическая реакция на выступления по ТВ; они даже отказывались выпускать синглы в Великобритании.

До сего дня единственным официально изданным кинодокументом был фильм "The song remains the same" (1976), запечатлевший выступления LED ZEPPELIN в Нью-Йорке в 1973 году. Так что эта DVD-антология содержит концертный материал, увидевший свет после более чем 25-летнего перерыва. Необходимо было исправить ошибку, подарив нечто действительно ценное старым поклонникам группы и дав возможность молодому поколению, не заставшему LED ZEPPELIN, увидеть, как все это выглядело на самом деле.

Общая длительность сборника – более 5 часов; центральные его фрагменты – это концерты в Альберт Холле (1970), Мэдисон Сквер Гардене (1973), Эрлс Корте (1975) и на фестивале в Небуорте (1979); все они, хотя и по-разному, характерны для LED ZEPPELIN, все важны, и, скрепленные в единое полотно, вполне демонстрируют эволюцию LZ как концертной группы.

Например, акустическая часть концерта в Эрлс Корте, которая за счет реставрации выглядит очень живой и свежей, производит потрясающее впечатление; такое качество изображения стало достижимо только теперь, с развитием цифровых технологий. Выступление в Альберт Холле, заснятое более 30 лет назад на две 16-миллиметровые кинокамеры, смотрится и звучит так, будто состоялось вчера. Такое же ощущение оставляют и все остальные эпизоды, вплоть до выступления в Небуорте, где крупные планы даже чересчур реальны.

Исходный материал для сборника включал в себя 132 катушки с кинопленкой, два отрывка из Эрлс Корта и Небуорта на двухдюймовой видеоленте, ряд пиратских фильмов и несколько ранних съемок для ТВ. Их компиляция напоминает ожерелье из прекрасных бриллиантов. "Это была грандиозная затея, – говорит Джимми Пейдж, – но, конечно, не обошлось и без разочарований. Нам действительно пришлось скрести по сусекам. Многие думали, что у нас сохранились обширные архивы, и нам есть, из чего выбирать, но на самом деле – ничего подобного. Мы постарались выжать все возможное из того, что нашлось, – не без помощи новейших технологий, которых никто и вообразить себе не мог тогда, в 70-х".

Интересно также использование отрывков из сохранившихся любительских фильмов, которыми перемежаются профессиональные съемки – особенно в эпизодах из Мэдисон Сквер Гардена и Небуорта. Не одобряя бутлегерство как таковое, группа сочла нужным использовать все материалы, которыми располагала. Такие же случайные съемки использованы в подкладках к меню DVD, и они лишь добавляют сборнику документальности. Скажем, выступление в Небуорте стало смотреться значительно интереснее, чем просто снятый "в лоб" концерт. Профессиональная видеосъемка (которая проецировалась на два огромных экрана, расположенных позади группы) перемежается любопытнейшими кадрами, сделанными зрителями на поле. Здесь, – как и в других эпизодах, – ставилась цель добавить зрелищу подлинности, показать его во всевозможных ракурсах, с самых разных точек зрения, – в том числе и в буквальном смысле слова.

Работа над антологией длилась почти год. Иногда встречались непредвиденные трудности: например, сохранился только один вариант съемки "Achilles Last Stand" из Небуорта, а в язвительной версии "Heartbreaker" из Альберт Холла оказался утерян финал, – поэтому она использована лишь как саундтрек к одной из подкладок... Режиссер Дик Каррузерс, который раньше работал с THE WHO, THE ROLLING STONES и OASIS, описывает весь процесс так: "Я как будто строил собор из спичечных коробков". Чтобы просто просмотреть запись концертов в Эрлс Корте и Небуорте, нужно было, по его словам, "сначала отыскать соответствующий аппарат, потому что двухдюймовую видеопленку сейчас никто не использует". А после того как он, наконец, нашел в Сингапуре (!) древний видеомагнитофон, который оказался в рабочем состоянии и не зажевывал пленку, пришлось реставрировать пленки, пролежавшие в архивах 25 лет – в том числе три недели прожаривать их при температуре 55 градусов в специально сделанной "духовке": пленки оказались настолько изношенными, что иначе несущий слой мог попросту осыпаться.

К счастью, кадры, которые уцелели на этих пленках, оказались "просто изумительными", хотя и несовершенными по качеству – в частности, на них были видны микрофонные "заводки" (дрожащие линии, которые появляются на изображении, когда звук вдруг становится громче) и "потеки" (размазанный цвет). Цифровая реставрация этих участков стала отдельным трудоемким процессом, который занял в общей сложности 2 месяца.

Самым тяжелым и длительным был перевод концертной съемки в Мэдисон Сквер Гарден (1973) в цифровой формат. Хотя оригинал сохранился целиком – в том числе несколько тысяч футов пленки с фрагментами, вырезанными из окончательного варианта фильма "The song remains the same" – при его просмотре выяснилось, что лента настолько старая, что буквально распадается на кусочки. Пришлось работать одновременно с 20 коробками киноленты, шесть недель перебирая рулон за рулоном, чтоб смонтировать четыре песни в нужной последовательности, реставрировать пленку и синхронизировать звук...

Однако главной задачей было воссоздать реальную картину, постараться держаться как можно ближе к оригиналу. Потратив огромное количество времени и сил на то, чтоб вернуть материал к жизни, никто и пальцем не пошевельнул ради его приукрашивания: все звучит и выглядит именно так, как звучало и выглядело тогда. "Мы хотели отследить путешествие LED ZEPPELIN во времени, – говорит Пейдж. – И у нас действительно получился исторический документ. В этом вся суть. Это то, что никто никогда не видел раньше".

DVD I:
Live At The Royal Albert Hall – 1970 (102:00)
We’re Gonna Groove
I Can’t Quit You Babe
Dazed And Confused
White Summer
What Is And What Should Never Be
How Many More Times
Moby Dick
Whole Lotta Love
Communication Breakdown
C’mon Everybody
Something Else
Bring It On Home

К моменту выступления в Альберт Холле (9 января 1970 г.) LED ZEPPELIN не было и года от роду, но они уже считались выдающейся группой. Их второй альбом, выпущенный три месяца назад, занял первую строчку в английском и американском хит-парадах. Концерт в Альберт Холле был третьим по счету в программе британского тура, охватывающего 7 городов – первого после двухмесячного перерыва.

В оригинале это выступление было снято на 16-миллиметровую кинопленку по заказу телеканала "ВВС"; оно внушительно и очень проработано – ни одной лишней ноты. LED ZEPPELIN уже выступали в этом зале в прошлом июне как хэдлайнеры фестиваля "Pop proms", будучи "новой английской сенсацией", если верить журналу "Disc". Сольным концертом они опять показали себя с неожиданной стороны. Купаясь в лучах славы, группа не позволила им ослепить себя, и главное впечатление от этого эпизода – чуткость и взаимопонимание музыкантов. Цитируя Роберта Планта, "теперь все говорят о том, какие мы были громкие да ловкие; ну да, но самое важное, что происходило на сцене – это некие не поддающиеся определению события внутри музыки. Мы как будто ловили нечто неуловимое, то, чего нельзя было поймать на записи. Концерты были сутью нашего бытия".

Один из самых интересных фрагментов концерта – знаменитое барабанное соло Джона Бонэма (которому здесь 21 год) в "Моби Дике". Существуют, конечно, и другие съемки, запечатлевшие Бонзо за работой, но кадры из Альберт Холла – сделанные двумя камерами с разных точек – самые захватывающие: ощущение такое, будто стоишь за плечом у музыканта. Восхитительный и полный неожиданно острых ощущений момент посреди равномерно мощного концерта.

Диск I содержит также несколько других примечательных фрагментов: от закулисных кадров в гримерке Альберт Холла до редкой телесъемки путешествия группы в Рейкьявик (Исландия) в июне того же года. "Я прежде не видел исландской съемки, – говорит Плант, – но точно помню, что поездка была захватывающей". Он вспомнил и о том, как местные студенты помогли с организацией шоу, когда рабочие сцены объявили забастовку.

EXTRAS
Communication Breakdown. Promo-1969 (2:24)
Danmarks Radio – 1969 (31:24)

Communication Breakdown
Dazed And Confused
Babe I’m Gonna Leave You
How Many More Times
Supershow – 1969 (7:31)
Dazed And Confused
Tous En Scene – 1969 (9:01)
Communication Breakdown
Dazed And Confused

А вот еще некоторые приятные дополнения. Черно-белый промо-фильм "Communication Breakdown" 1969 года: обнаруженный недавно в архивах ролик демонстрирует нам очень юных LED ZEPPELIN, изо всех сил пытающихся быть скромными и сдержанными; Бонэм картинно крутит барабанными палочками, а Джимми старается, как может, на бэк-вокале.

Самое удивительное, что можно увидеть в бонусах – это, конечно, несколько отрывков из различных ТВ-шоу, в которых группа участвовала на заре своей карьеры. "Мы всегда скептически относились к телевидению, – вспоминает Плант. – Ведь можно было сыграть в телестудии сколь угодно круто, а результат все равно полностью зависел от тамошних звукоинженеров, большинство из которых понятия не имело, как записывать концертную группу типа нашей".

"Communication Breakdown" и "Dazed And Confused", снятые для французского телешоу "Tous En Scene" в Париже в июне 1969 г., как раз являют собой пример подобного несоответствия. Кадры за кулисами переходят в сцены отчаянных попыток группы справиться с маломощным аппаратом – особенно яростную борьбу ведет Бонзо; типичное французское варьете, где на группу порядка LED ZEPPELIN недоуменно взирают буржуа средних лет.

"Может показаться странным, что мы решили включить в антологию этот фрагмент, – говорит Пейдж. – Но нам хотелось, чтоб все его увидели и поняли, почему мы в свое время отказались от телесъемок: мы разочаровались в том нашем образе, который создавало телевидение. Это важная часть нашей истории, она объясняет выбор направления, которому мы решили следовать".

Съемка, датирующаяся мартом 1969 года, показывает живое выступление группы в датском телешоу "TV-Byen", и это исключение, подтверждающее правило: черно-белый фильм, в котором группа непринужденно, но жестко исполняет четыре песни в окружении немногочисленной публики, состоящей в основном из подростков, сидящих на полу. Зрелая музыка от молодой группы, подтверждающей этим материалом свои возможности. Как заметил Джон Пол Джонс, "другие известные группы выпускали синглы, и часто появлялись на телевидении. Мы этого не делали, однако в Дании было плоховато с радиовещанием, и это телешоу – все, что они могли нам предложить. И, наверное, это было единственное телешоу, которое нам понравилось".

Цветной ролик "Dazed And Confused", тоже включенный в бонусы, были снят "живьем" в том же месяце для британской телепрограммы "Supershow". И хотя он снова демонстрирует трудности, которые всегда возникали при попытке воспроизвести живой драйв LED ZEPPELIN на скудной студийной аппаратуре тех лет, но тот факт, что группа все-таки ухитрялась что-то из нее выжимать, оправдывает затею. Однако именно после этой передачи LZ решили покончить с телесъемками навсегда. Отныне LED ZEPPELIN можно будет увидеть только "живьем" на сцене – и нигде больше.

DISC II
Immigrant Song – 1972 (4:03)

В этом фрагменте совмещены звук и изображение двух разных выступлений: видеоряд показывает фрагмент концерта группы на стадионе Сидней Шоуграунд в Австралии, в феврале 1972 года, а звуковая дорожка взята с концерта в Лонг Бич Арена в Лос-Анджелесе летом 1972-го. "Immigrant Song", открывающая второй диск антологии, являет собою своеобразный мостик между ранними, сдержанными LED ZEPPELIN, которых мы наблюдали в Альберт Холле, и тем беспределом, который был характерен для их концертов до самого конца 70-х.

Плант говорит, что ему нравится размах этой версии "Immigrant Song". "Фразировка всех этих пульсирующих гитарных аккордов сделана просто здорово, и вокал тоже неплох". "Тогда только что вышел наш четвертый альбом, и мы были на гребне волны, – вспоминает Джонс. – И хотя звук и изображение взяты с двух разных концертов, все равно драйв здесь почти физически ощутим".

Madison Square Garden – 1973 (23:24)
Black Dog
Misty Mountain Hop
Since I’ve Been Loving You
The Ocean

И вот, не успев и глазом моргнуть, мы переносимся в Мэдисон Сквер Гарден. Три выступления в этом зале (27-29 июля 1973 года) завершали американский тур LED ZEPPELIN, в течение которого они побили все известные рекорды посещаемости, обогнав в том числе THE BEATLES и THE ROLLING STONES. И застав их на сцене за исполнением "Black Dog", мы определенно вступаем на новую территорию – туда, где музыкантов и зрителей питает одна и та же энергия, циркулирующая между ними. И в целом концерт обставлен с гораздо большей пышностью. Похоже, что группа весьма сильно изменилась.

"Сначала мы думали, что основной смысл наших выступлений в том, чтобы публика очень внимательно слушала нас и следила за происходящим на сцене, оценивая наше мастерство и умение импровизировать, – говорит Пейдж. – Но к моменту этих концертов в Нью-Йорке мы уже были настолько уверены в своих силах, что начали делать еще и шоу. И друг друга понимали при игре почти телепатически..." А Джонс добавляет: "Концерты в Америке всегда сильно отличались от выступлений в любом другом месте. Шоу было не менее важным компонентом, чем музыка. Но мы ничего специально не выдумывали. Весь спектакль держался на том, что вытворяли на сцене Роберт и Джимми. Они создавали для группы визуальный ряд, которого иначе попросту не было бы". "Ну да, это было важно, – говорит Плант. – Но при этом мы чувствовали себя потрясающе свободными. Мы были как пираты, первооткрыватели, готовые абсолютно ко всему. Для меня эти концерты в Мэдисон Сквер Гарден стали решающими. До того я даже представить себе не мог ничего подобного. А тут – как будто сбылась мечта, о которой я и не подозревал".

Earls Court – 1975 (49:00)
Going To California
That’s The Way
Bron Yr Aur Stomp
In My Time Of Dying
Trampled Underfoot
Stairway To Heaven

Фрагменты пяти выступлений группы в Лондонском Эрлс Корте – крупнейшем в те времена крытом зале Англии – 17-18 и 23-25 мая 1975 года сняты, напротив, в освежающе интимной манере. Во время этих концертов группа поставила по бокам сцены два экрана размером 24х30 футов каждый, на которые проецировались крупные планы музыкантов, так что любой зритель мог во всех деталях рассмотреть происходящее. То, что группа решила еще и записать часть этих концертов, оказалось, по словам Планта, настоящей удачей. На самом деле они просто хотели сохранить для себя запись их первых после двухлетнего перерыва выступлений на родине. "Мы и в мыслях не держали, что когда-нибудь как-то используем эти пленки".

Большую часть этого отрывка занимает акустический блок, где Роберт, Джимми и Джон Пол играют, сидя на табуретках – и он выглядит подчеркнуто камерным по контрасту с завораживающим безумием концертов в Нью-Йорке. Плант говорит, что он был "просто потрясен тем, насколько хороши оказались съемки из Эрлс Корта. Сразу видно, насколько раскрепощенно мы себя чувствовали, и как нам было хорошо".

Во второй части эпизода можно наблюдать захватывающие версии "In My Time Of Dying" и "Trampled Underfoot", а также превосходное исполнение "Stairway To Heaven". "Такие большие экраны были впервые использованы на рок-концерте, на них все можно рассмотреть вблизи, и кажется, что мы сидим и играем где-нибудь у себя дома, – говорит Пейдж. – Нет ощущения, что это концерт в огромном зале, – поэтому вторая половина записи производит совершенно другое впечатление".

Knebworth – 1979 (50:11)
Rock And Roll
Nobody’s Fault But Mine
Sick Again
Achilles Last Stand
In The Evening
Kashmir
Whole Lotta Love

Финальный фрагмент – с Небуортского фестиваля, где LED ZEPPELIN сыграли дважды, 4 и 11 августа 1979 года, для 400 тысяч зрителей (невероятная цифра!) – создает совершенно иную атмосферу. Их первое появление перед английской публикой после концертов в Эрлс Корте четыре года назад стало и последним (о чем тогда никто не подозревал), что, безусловно, добавляет остроты восприятию.

Джонс говорит, что ему особенно нравится именно Небуортская съемка. "Потому что, конечно, это большое событие и все такое, но если приглядеться, то можно заметить, что мы всё те же четверо музыкантов на одной сцене". "Когда первые панки обвиняли нас в самодовольстве, они не улавливали сути, – говорит Плант. - Всё было как раз наоборот: чтобы достичь того, что мы делали, нужно было полное самоотречение. Никакого эгоизма. Каждый был капитаном этого корабля – мы просто менялись местами..."

В Небуорте впервые исполнялись вещи из готовящегося к выходу альбома "In Through The Outdoor", и какая была лучше всех, сказать невозможно. Однако следует обратить внимание на "Achilles Last Stand", "In The Evening" и еще на "Kashmir": ни малейшего признака заката группы, звучащей еще более дерзко, чем когда-либо.

Пейдж считает, что выступление в Небуорте "так же сильно, как и все прочие на этом DVD. Все они сыграны словно в едином порыве. Именно это зацепило меня, когда я впервые просмотрел все записи подряд. Я видел какие-то куски в разное время, но целиком все, что мы собрали, выглядит потрясающе. Новые кадры, новые ракурсы, о существовании которых мы и не подозревали».

К тому моменту, как мы видим группу, исполняющую "Whole Lotta Love", она находится на сцене уже три часа, и время уже близится к утру. По сравнению с относительно четкой версией этой песни, которую мы наблюдали в Альберт Холле 9 лет назад, это совершенно новая вещь. Группа демонстрирует тяжелейший, почти механический грув; знаменитый колюще-режущий рифф вывернут наизнанку, а голос Планта мрачно сияет черным алмазом. "У нас всё постоянно менялось, – говорит Джонс. – Это поддерживало в музыке жизнь, спасало нас от превращения в автомат, проигрывающий пластинки. Наверно, "Whole Lotta Love" суждено было прозвучать в Небуорте именно так... стремно. Мы ничего специально не планировали, нашей главной фишкой была спонтанность".

Дополнительный материал на диске тоже состоит из лакомых кусочков: ну, например, кадров, запечатлевших музыкантов и их присных, поднимающихся на борт знаменитого "Звездного корабля" – он же 40-местный "Боинг 720B", в котором группа путешествовала по Америке.

EXTRAS
NYC Press Conference – 1970 (3:27)
Down Under – 1972 (5:17)

Rock And Roll
Interviews with the band
The Old Grey Whistle Test – 1975 (3:27)
Robert Plant interview
Promo-1 – 1990 ((4:49)
Over The Hills And Far Away
Promo 2 – 1990 (4:12)
Travelling Riverside Blues

Еще одна находка для зрителей – редкая пресс-конференция, которую Роберт и Джимми дали вдвоем в Нью-Йорке в сентябре 1970 года: это было частью рекламной кампании перед грядущими концертами в Мэдисон Сквер Гардене; речь тут идет также о третьем альбоме LED ZEPPELIN, только что занявшем первую строчку в чартах. Еще одна встреча с прессой, заснятая для телевидения, происходила в Сиднее в феврале 1972-го (во время того самого австралийского турне, откуда взят кусок выступления в Шоуграунд). В оригинале она снята на 16-миллиметровую черно-белую пленку, и отличается неожиданно хорошим качеством. Группа играет "Rock And Roll", а потом мы видим, как Джон Бонэм дает интервью девушке весьма андеграундного вида по имени Джермейн Грир; речь идет о недавно вышедшем четвертом альбоме группы и о различных музыкальных стилях, ею используемых.

Интервью с Робертом было снято для еженедельной программы телеканала "ВВС" под названием "The Old Grey Whistle Test", которая была показана 12 января 1975 года. Интервью бралось в Брюсселе, во время концертов, предваряющих американский тур. Сидя за кулисами, Роберт рассказывает о том, с каким нетерпением он ждет возвращения в Англию и концертов в Эрлс Корте грядущим летом.

В заключение – парочка интересных промо-клипов. Первый, "Over The Hills And Far Away", смонтирован из кусочков старых концертных съемок в размытой сюрреалистической манере. Он был сделан в начале 90-х для рекламы бокс-сета "Remasters". Второй клип, на "Travelling Riverside Blues", был сделан в 1990 году тоже в рекламных целях, и составлен также из сохранившихся отрывков – в том числе тех, где Джимми заснят в своей домашней студии. Очень мило.

В целом этот сборник суть беглый обзор музыки и концертной жизни четырех музыкантов, которые начинали свою карьеру в подвальчике в китайском квартале Лондона, а позже прошли через изматывающий клубный чес, чтоб потом демонстрировать свой талант на фестивалях и стадионах по всему миру. Это удивительное зрелище. Это динамичное и захватывающее путешествие во внутренний мир уникального конгломерата под названием LED ZEPPELIN.

Мик Уолл
Перевод: Екатерина Борисова

Интервью Роберта Планта для программы "The old grey whistle test" (телеканал "ВВС", Англия)

   
Главная Номера Круги на воде Кладовая Фотогалерея Мнения Ссылки

Hosted by uCoz